совокупность концепций, трактующих соц. модернизацию как всеобщее явление истории XVII— XX вв., целостный и сложный процесс, затрагивающий все осн. сферы жизнедеятельности (1). М.с.т. оформляются на рубеже 40-50-х гг. XX в., когда послевоенный мир переживал кардинальные изменения. Процесс начавшегося распада колониальной системы и становления независимых гос-в, декларировавших способность самостоятельного осуществления соц. модернизации в целях преодоления слаборазвитости, нашел свое отражение в различных теориях: слаборазвитости, зависимости, многоукладно-сти, переходности. Начальный период осмысления феномена М.с. характеризуется доминированием экономико-технологического подхода. М.с. интерпретировалась как универсальный метод решения актуальных проблем освободившихся стран. Разрабатываемые в русле концепции вестернизации, эти теории оперировали преимущественно категориями «традиция» (традиционное об-во) и «современность» (совр. об-во). Соответственно, семантическая сторона М.с. усматривалась в преодолении оппозиции «традиционное» — «совр.», т.е. в переходе к современности через вытеснение традиции, формирование рыночной экономики и демократии. В 70-е гг. модернизация стала трактоваться через осознание разнообразия путей обновления в зависимости от своеобразия об-в и их культур. В совр. М.с.т. преобладает комплексный, формационноцивилизационный подход, в основе к-рого — осознание того, что в центре всей общественно-исторической эволюции и модернизации находится развитие самого человека, а цивилизационные и формационные особенности есть проявление исторических условий развития и главной деятельности людей. Фокусом совр. модернизированного об-ва выступает индивидуальность. Совр. становится не только об-во, но и человек.
Лит.: 1) Гапвнкова 3. Т. Теории модернизации // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипоеа. — М.,1998; 2) Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. 2000. № 1; 3) Манченко А.П. Социальная модернизация в современной России. M.t2000; 4) Цапар В. Теория модернизации и различие путей общественного развития // Социологические исследования. 1998. № 8. В.Н. Шевелев
ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
совокупность концепций развития, объясняющих процесс перехода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. «Первичная» М. охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т. д. «Вторичная» М. и индустриализация развивающихся стран, в отличие от первой, протекают при наличии зрелых социально-экономических и культурных образцов в лице более старых промышленных стран. У М.т. нет общепризнанных создателей и четких исходных посылок. Под М. часто имеют в виду более широкие процессы, чем происхождение капитализма или переход к нему, рассуждая в русле философии культуры, цивилизации, эпохальных переворотов в мировоззрении и т. п. Тогда теория капитализма лишь часть М. Внешнее отличие М.т. от др. теорий общественного развития составляет социально-философская концепция «современности», выросшая из традиции классической социологии. Ее центральная идея состоит в том, что М. увеличивает индивидуальную автономию, свободу. С 70-х гг. XX в. теоретики М. склонны признавать относительную независимость экономического развития от жестко определенных форм идеологии и политической организации западного типа. Оно возможно в условиях разных национальных традиций, к-рые нет необходимости ломать, поскольку они помогают снять угрозу социальной дезорганизации и повернуть развитие на мирный путь. Это связано с усложнением представлений о функциях и изменчивости традиции, неоднородности и подвижности традиционного общества. Общий взгляд на М. как на всемирный процесс вытеснения локальных типов традиции универсальными формами современности в современной социологии чаще всего отвергают. М. как «чистая» вестернизация без опоры на национальные традиции признается даже тормозом экономического развития. Подобно неоэволюционистам, отрицающим возможность втиснуть все многообразие социальных изменений в единую последовательность стадий, исследователи отказываются от попыток создать универсальную теорию М. и переносят акцент на изучение своеобразия ее процессов в зависимости от конкретных исторических условий в конкретных странах. М. все чаще интерпретируется как глубоко противоречивый процесс, тяготеющий к постоянному кризису культуры.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.