ТЕОРИИ ПОДРАЖАНИЯ
ПОДРАЖАНИЯ ТЕОРИИ
англ. theories, imitation; нем. Nachahmungstheorie. Теории, объясняющие поведение и обществ, жизнь через подражание как внутренне присущее человеку стремление воспроизводить поведение др. индивидов и групп.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ТЕОРИИ ПОДРАЖАНИЯ
в социологии изучение подражания особенно интенсивным было в XIX в., в частности в психологич. школе (см. Направление в социологии психологии.). Пытаясь раскрыть механизм распространения нововведения или изобретения, Тард видел в подражании способ реализации нововведения (см.). Соц. наука в отличие от соц. философии исследует, по Тарду, не изобретение, а подражание, повторение нового образа. Г. Тард пытался вычленить закономерности подражания - его направленность на бесконечное распространение от внутреннего к внешнему, переход от одностороннего подражания к взаимному и т. д. Подражание имеет три формы: подражание другому; копирование современного образца (мода) и прежнего образца (обычай); подражание самому себе (привычка). Тард пытался объяснить многие соц. явления (язык, право, обычаи и др.) из подражания. Согласно Тарду, подражание в об-ве - это проявление основного закона жизни, закона всемирного повторения. Идея подражания была ведущей в концепции Н. К. Михайловского, к-рый проанализировал различн. его типы, особенно бессознательное, рассматривая подражание как выражение недостаточного развития индивидуальности. В последующем проблема подражания становится преимущественно проблемой соц. психологии. Так, У. Мак-Дугалл рассматривал его как одну из форм духовного взаимодействия наряду с симпатией и внушением. Ныне подражание исследуется как одна из форм коллективного поведения, восприятия и интернализации культурных образцов и стандартов поведения. Лит.: Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Miller N., Dollard I. Social learning and imitation. New Haven, L., 1962; Social facilitation and imitative behaviour. Boston, 1968. B.B. Пациорковский.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ПОДРАЖАНИЯ теории
ряд концепций, составивших направление на стыке социологии и социальной психологии, к-рое объясняло социальное поведение и обществ, жизнь через П.— имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение др. индивидов и групп. Традиция П. теорий идет от Аристотеля, приписывавшего П. важнейшую роль в формировании человека. Эти взгляды интенсивно развивались и оформились концептуально в середине 19 в. Тард видел в П. основу развития об-ва, в частности главный механизм распространения инноваций. Он считал, что социальная динамика определяется П., повторением до уровня массового новых образцов чего бы то ни было. П. имеет тенденции к бесконечному распространению; идет развитие от внутр. П. к внешнему, все более очевидному П., от одностороннего — к взаимному и всеобщему. П. имеет три формы: П. др. человеку; П. совр. (мода) или привычному (обычай) образцу; П. самому себе (привычка). Тард объяснял посредством П. язык, право, традиции и др. социальные явления. Об-во, по Тарду, живет по закону всемирного повторения; это осн. закон всей жизни, выражающийся в постоянном П. С. Сигеле с помощью П. объяснял изменения, происходящие с человеком в толпе, в частности нивелировку личности. У. Мак-Дугалл настаивал на врожденном характере П., считая его одной из форм духовного взаимодействия людей наряду с симпатией и внушением.
В рамках ассоцианизма П. считалось особым видом воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для собственных реакций субъекта П. на стимул. В бихевиоризме П. стало одной из основ научения, рез-том подкрепления успешных реакций. Понятие «П.» использовалось в социологии Томасом и Знанецким для объяснения нек-рых способов адаптации (Адаптация социальная) польского крестьянина-переселенца в Европе и Америке. С годами П. теории утратили былую привлекательность и распространенность — вскрылась недостаточная объяснительная сила понятия «П.». Оно сохранило частное значение и используется в отдельных областях психологии для описания нек-рых форм зависимого поведения человека, напр. конформизма как проявления податливости человека феномену группового давления или поведения ребенка в процессе обучения и социализации.
В палеопсихологии варианты П. теорий объясняют поведение первобытного человека на ранних стадиях развития человечества. Считается, что для взрослого совр. человека П. имеет меньшее значение в силу большей развитости его индивидуального сознания. Д. В. Олошанский
В рамках ассоцианизма П. считалось особым видом воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для собственных реакций субъекта П. на стимул. В бихевиоризме П. стало одной из основ научения, рез-том подкрепления успешных реакций. Понятие «П.» использовалось в социологии Томасом и Знанецким для объяснения нек-рых способов адаптации (Адаптация социальная) польского крестьянина-переселенца в Европе и Америке. С годами П. теории утратили былую привлекательность и распространенность — вскрылась недостаточная объяснительная сила понятия «П.». Оно сохранило частное значение и используется в отдельных областях психологии для описания нек-рых форм зависимого поведения человека, напр. конформизма как проявления податливости человека феномену группового давления или поведения ребенка в процессе обучения и социализации.
В палеопсихологии варианты П. теорий объясняют поведение первобытного человека на ранних стадиях развития человечества. Считается, что для взрослого совр. человека П. имеет меньшее значение в силу большей развитости его индивидуального сознания. Д. В. Олошанский