ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
совокупность концепций, объясняющих генезис общества. Исторически сложились 3 гипотезы происхождения общества: а) естественная («труд создал человека» и превратил стадо в общество); б) божественная; в) космическая. Среди современных научных теорий выделяют: 1. Инструментальную - ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, что способствовало изобретению специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались труду, повышалось их благосостояние. Это привело к делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация. 2. Критическую - сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Когда физическая мощь, изобретательность, наблюдательность и др. соединяются с жадностью и любопытством, то человек может занять позицию лидера и приобрести сразу все: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т. п. Научившись повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т. е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. 3. Сексуальную - сексуальное наслаждение ведет к неконтролируемому развитию естественного воспроизводства, что опасно для выживания сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные и иные отношения между членами общества. 4. Гендерную - основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен и функционально занимает роль человека по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Т.о. они формируют общество.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
— системы научного знания, объясняющие генезис об-ва. В «стихийной» социологии можно выделить три гипотезы происхождения об-ва: 1) естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей), 2) божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон), 3) космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях). Однако ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию. Среди соврем, научных О.т.п. можно выделить инструментальную, сексуальную, кратическую, гендерную и семантическую. Инструментальная теория ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потребностей. Повышая эффективность труда с помощью орудий, люди пришли к закреплению системы разделения труда, к увеличению экономических различий. Возникла и стала развиваться соц. организация. Сексуальная теория базируется на внесезонном характере размножения человека и удовольствии от спаривания. Это приводит к спонтанному, неконтролируемому развитию естественного воспроизводства, опасному для выживания сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и др. отношения членов общины. Кратическая теория опирается на развитие управляющей подсистемы человеческих ассоциаций. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно, что позволяет нек-рым занять позицию лидера, контролирующего важные ресурсы общины. Постепенно лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. В основе соц. организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства. Гендерная теория основана на анализе распределения соц. ролей между полами. Поскольку женщины обладают биологической монополией на воспроизводство рода, мужчины создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в к-рой действуют особые правила общежития. Семантическая концепция строится на развитии коммуникативных средств внутри человеческого сообщества. Поскольку любое групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций, такая сложно организованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, к-рая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется об-во.
Лит.: 1) Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. № 3. Т.2; 2) Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996; 3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. И.В.Мостовая
Лит.: 1) Зиммель Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. № 3. Т.2; 2) Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996; 3) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998. И.В.Мостовая
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001