теории возникновения древнерусского государства и формирования русского этноса. Существует множество теорий, подчас резко противоречащих одна другой либо взаимоисключающих. Начиная с XVIII в. официальная русская историография связывала создание русской государственности с приходом варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, но относила их к норманнам по происхождению. Считалось, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) стали создателями Русского государства. Сторонники норманнской теории происхождения Русского государства полагали, что славяне в 9-10 вв. были дикими людьми, которые не знали ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм, у которых шла междоусобица. Воспользовавшись последней, один из норманнских конунгов со своей дружиной, в соответствии с этой точкой зрения, подчинил себе восточнославянские племена в Приильменье и по Днепру (важному тогда торговому пути «из варяг в греки», т.е. из Балтийского моря в Черное) и основал обширную империю. Вместе с тем, о таком факте, как завоевание громадных территорий, создание обширной империи под руководством норманнов, не находится упоминания ни в норвежских, ни в шведских, ни в финских исторических источниках. Даже само имя Р^си норманнам неизвестно, хотя оно пришло, как установлено, в район Чудского озера, озера Ильмень и Белозеро вместе с варягами-русью. Если последние были бы из Скандинавии, то там обязательно должны были быть хотя бы упоминания об этом, каковых обнаружено не было. Существует также «немецкий» вариант. Необходимо отметить, что в ряде русских летописей есть указание на то, что Рюрик и его братья были с берегов Немана, с Прусской земли от «немцев». В некоторых летописях прямо говорится: «послаша к немцам», «избраша от варяг от немцев», «избраша от немец», то есть в летописях Рюрик и его братья считаются немцами. Однако заметных дискуссий по данному варианту не ведется, т.к. общеизвестно, что название «немцы» в те годы к наименованию германских племен не применялось; они назывались германцами, тевтонами или тевтонцами. Кроме того, указывается местонахождение варягов-немцев — р. Неман, между тем как германцы, тевтоны или тевтонцы появились вблизи р. Неман значительно позже приглашения Рюрика и его братьев. Наконец, в большинстве рукописей утверждается, что Рюрик и его братья — варяги-русь, а не варяги-немцы.
По третьему, «датскому» варианту вместо Рюрика фигурирует Рерик Фрисландский или Рерик Ютландский, один из мелких датских конунгов, до 850-х гг. владел Дорестадом во Фрисландии. Историки, сторонники датского варианта, считают, что в 862 г. состоялись лишь первые переговоры ладожских славян с Рериком, т.к. в следующем 863 г. последний еще находился на Западе, утверждая при этом, что обращение к Рерику, как к одному из датских конунгов, было хорошо продуманной акцией, позволяющей урегулировать отношения в масштабе практически всей Балтики. При этом, учитывая характер отношений в то время между датчанами и шведами, военно-политический союз ладожских славян с датскими «варягами» прочно закрывал дорогу к Ладоге «свейским находникам».
Существует несколько версий относительно того, что обозначало слово «варяг». По одной из них варяги — это воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии — выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам. До XVIII в. в России Варяжским называлось Балтийское море. Как пишет М.В. Ломоносов, «Несправедливо рассуждает, кто варяжское племя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от разных племен и языков состояли и только одним соединялись обыкновенным тогда по морям разбоем». Касаясь Рюрика и его братьев М.В. Ломоносов, ссылаясь на Претория, утверждал: «Конечно они не из Дании или из Швеции были приняты, затем, что языка, обычаев и обрядов различие и места расстояние сему не дозволяет верить, по призванию из соседов: думаю из Пруссии и с ними сообщенных народов, которые соединением составили великое государство». Однако русский летописец отличал пруссов от варягов: «Прусь и чудь приседять к морю Варяжскому; по сему же морю седять варязи». Приведенные цитаты позволяют сделать вывод, что в летописях под словом «варяг», касаясь приглашения Рюрика и его братьев, понимают лишь значение «пришлый». Этот вывод подтверждает и текст летописей: -И по тем городом суть находници варяги, а перьвии насельници в Новегороде Словене», далее летописец говорит: «И от тех варяг находниц прозвася Русь, и оттоле словет Русская земля».
Однако необходимо учесть известие летописца о том, что варяги-русь Рюрик Синеус и Трувор являются 14-м коленом от Прусса, родоначальника Прусской земли, причем согласно Воскресенской летописи последняя располагалась от берегов Вислы «по реку глаголемую Немон, впадшую в море, и до сего часа по имени его зовется: Прусская земля». Если последнее сообщение летописи признать достоверным, то варяги-русь должны были жить где-то неподалеку от Прусской земли, а именно, в районе р. Неман: пруссы жили по западному его берегу, а варяги-русь, точнее Русь, Руссы или Русичи, — на правом. Река Неман имела несколько наименований, в том числе Мемельи Русс.
Нижнее течение реки именуется рекой Руссом даже на современных польских географических картах. В итоге можно сделать вывод, что варяги Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами пришли с правого берега реки Русс (Неман), с территории, называемой Русской землей, и принесли с собой название Русь и Русская земля в район Чудского озера, озера Ильмень и Белоозера. И поскольку Русь пришла к Словенам (район нынешнего Новгорода), то снимается языковая проблема общения пришельцев (находников) Руси с аборигенами (насельниками) Словенами, поскольку, по свидетельству летописца, «А Словенск язык и Русскый один». Т.е. и варяги-русь, и аборигены Словене имели один и тот же язык и были если не единоплеменниками, то принадлежали родственным племенам. Подытоживая все данные — летописные, топонимические, лингвистические, археологические и др., можно сделать вывод, что наибольшей вероятной можно считать гипотезу, что варяги-русь Рюрик, Синеус и Трувор, пришли в Ладогу, Новгород, Белоозеро и Изборск с правого белега нижнего течения реки Русс (Неман), с территории под названием Русская земля, на территорию, населенную словенами, кривичами, чудью и весью и принесли с собой название Русь, Русская земля для нового территориального и государственного образования. Район обитания перечисленных племен охватывал систему волоков верховий рек Ловати, Волги, Западной Двины и Днепра с озером Ильмень и рекой Волховом на пути «из варяг в греки». В этом же районе находилась и другая система волоков, связывающая верховья Волги, Западной Двины и Днепра с Северной Двиной. к моменту прихода Рюрика и его братьев в В62 г. в районе озер Чудского, Ильмень, Белоозера, а также на прилегающих к ним территориях уже существовали города Ладога, Иэборск, Полоцк, Любеч, Смоленск, Белооэеро (Белозерск), Ростов, Муром и др. К их приходу существовало также государственное образование - племенное княжество ильменских Словен. С приходом в 862 г. Рюрика и его братьев указанные территории получили новое название Русь, Русская земля. И только в 882 г. наследник Рюрика Олег распространил это название на территории, примыкающие к Киеву, который он же назвал «матерью городов русских».
Наконец, существует еще один взгляд на историю русского государства, а соответствии с которым Киевская Русь — это лишь этап в формировании и развитии Руси, и подобных этапов было много. В качестве аргумента приводятся такие исторические этнонимы, как Росы-скифы, Русь лесная, Сурожская Русь, Северная Русь, Белая Русь, Галицкая Русь, Черная Русь, Красная или Червонная Русь, Владимирская Русь, Малая Русь, Русь Приморская, Порусский край и др. Утверждается, что все они представляют собой страницы истории сбора русских племен и родов не с «официального» 862 г., а гораздо ранее. В исторических источниках имеются многочисленные упоминания Руси и Руссов, относящиеся ко времени, предшествующему приходу Рюрика и его братьев. См.: Автохтоны. Россия. Русский этнос. Русские, Славяне. Этногенез, Этноним.