в социологии понятие соц. развития постоянно изменяло свой смысл. В эпоху, когда господствующим направлением в социологии был эволюционизм, главной особенностью толкования соц. развития была вера в безграничный прогресс об-ва. При этом абстрактность соц.-филос. подхода к хм развитию усугублялась признанием в качестве единственного его вида - соц. эволюции, определяемой по аналогии с эволюционной теорией Ч. Дарвина, когда соц. революции признавались только в качестве деструктивного фактора, нарушающего нормальный ход соц. развития. В дальнейшем на место эволюционистского понимания соц. развития пришли теории функционализма и "социологии изменений" (Б. Малиновский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). В господствовавшем в середине XX в. структурном функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон) эта тенденции получили дальнейшее развитие, хотя впоследствии, под влиянием критики, Т. Парсонс несколько модифицировал свою концепцию, акцентировав аспект изменения систем. Возрастающий интерес к проблемам Т.с.р. привел к ее выделению в относительно самостоятельную теоретическую область, где были выдвинуты различн. теории модернизации, "модели дифференциации" и т. д. (Р. Редфилд и А. Этциони). Проблематикой соц. развития занимается также неоэволюционизм (см.). Непосредственно с Т.с.р. смыкаются глобалистские и футурологические направления социологии. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М, 1996. В.М. Иванов.