теории, к-рые явл. составной частью стратификации социальной концепции, в к-рых разрабатывается понятие статуса (от лат. status — состояние, положение). В социол. смысле понятие С. с. (первоначально означавшего правовое положение юридического лица) впервые употребил англ. историк Г. Д. С. Мейн [1]. Впоследствии развернутые С. с. теории создали Р. Линтон, Ф. Мерилл, представители социально-психологической школы интеракционистов Т. Шибутани, Тернер и др. В наиболее общем смысле социальный статус — это положение личности, занимаемое в об-ве в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Различают прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. п.) статусы; С. с. следует отличать от статуса личного, т. е. положения, к-рое занимает человек в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в кач-ве человеческого существа. Линтон указал на «двойственное значение» понятия С. с: каждый человек обладает опред. социальным статусом (в соответствии с к-рым занимает опред. место в обществ, иерархии) и в то же время совмещает в своем лице несколько статусов, будучи, напр., одновременно отцом, мужем, губернатором, членом политической партии, капитаном футбольной команды и т. д.
Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом: в таком случае индивид, выполняя ту или иную свою социальную роль, оказывается вынужденным предпочесть один статус другому. Для описания подобной ситуации нек-рые социологи вводят понятие маргинального статуса. Понятие С. с. тесно связано с понятием социальной роли. В этом смысле последняя оказывается динамической стороной С. с, его функцией, «ожидаемым поведением в зависимости от данного положения человека в об-ве». С помощью С. с. теорий бурж. социологи интерпретируют понятие классовой борьбы как борьбу индивидов за лучшую социальную роль в условиях, когда высшие роли и статусы численно ограниченны и спрос на них превышает предложение.
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО теории
СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
понятие социального статуса было заимствовано социологическим знанием из экономической теории. Существуют две теоретические парадигмы активно использующие данное понятие — структурно-функциональная С.с.т. и ролевая теория личности. Линтон в 30-е гг. XIX в. ввел в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, к-рое занимает индивид в системе соц. отношений и к-рое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанное и ожидаемое поведение от личности, занимающей определенное положение в об-ве. Понятия ксоциальный статус» и «социальная роль» связаны между собой как статическая и динамическая (функциональная) хар-ки личности в системе соц. отношений. В контексте структурно-функциональной С.с.т. статус формируется макроструктурами. Статусные позиции существуют как «свободные вакансии», к-рые должны быть заняты индивидами. Присвоение статусной позиции осуществляется на индивидуальном уровне, но субъект не в состоянии кардинально изменить набор прав, полномочий и обязанностей, свойственных данной позиции. В ином контексте используется понятие в ролевой С.с.т. Хомане отмечал, что соц. статусы формируются не действием макроструктур, а порождающими их соц. отношениями. Они возникают вследствие стремлений людей получать награды и выгоды. В этом смысле соц. статусы производны от межгрупповых (межличностных) отношений. В этом контексте соц. статусы рассматривал и Дарен-дорф. Соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Позиции индивида в об-ве являются производными от позиции группы, к которой он принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Признавая соц. статус как позицию в обществе, связанную с определенным набором прав, полномочий и обязанностей, задающ их определенную роль, различные теоретические подходы отличаются тем, что по-разному трактуют природу формирования статуса и степень вариативности социальных ролей.
Лит.: 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г. С.Денисова
Лит.: 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г. С.Денисова
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
термин "статус" введен в социологию в середине 30-х гг. XIX в. Р. Линтоном (до этого этот термин употреблялся в соц.-экономич. контексте для характеристики экономич., классового положения). В настоящее время используется социологами в двух основных смыслах: обозначения соц. позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции. Линтон определил соц. статус как место, занимаемое индивидом в данной системе, сопряженное с нек-рой совокупностью прав и обязанностей, реализация к-рых (динамич. аспект статуса) формирует роль. В таком понимании понятие соц. статуса является элементом ролевой теории, оно приобретает структурное значение, в то время как роль - понятие функциональное. Употребление понятия соц. статуса в связи с ролью" широко распространилось: близкое значение придают ему Н. С. Тимашев, Дж. Хоманс и др. амер. социологи. Начиная с 40-х гг., вместо термина "соц. статус" в ролевой теории все чаще используется термин "позиция" как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, отделенный от прав и обязанностей, совокупность к-рых все более ассоциируется с "ролью" как предписанным поведением. Таково различение понятий у Т. Ньюкома, У. Томаса, Р. Дарендорфа. В этом случае соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Соц. статус все более приобретает значение ранга, престижа позиции группы или индивида и становится элементом теории стратификации. В этом смысле можно различать соц. и личный статусы индивида; первый связан с его принадлежностью к определенной группе и с престижем группы, второй - с положением внутри группы, особенно малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. Соц. статус, хотя и связан с оценкой положения соц. группы ("ниже", "выше", по уважению, привлекательности, т. е. включает элементы обществ. сознания), однако не определяется произвольно: он зависит от господствующей системы ценностей, от культуры данного об-ва. Так, при определении стратификационной структуры современного амер. об-ва амер. социологи выдвигают следующие критерии оценок: род занятий, величина дохода, уровень образования, этнич. принадлежность. Лит.: Maine H.J.S. Ancient law. N.Y., 1885; Linton R. The study of man. N.Y., L., 1936; Merill F. Society and culture. N.Y., 1957. Э.М. Коржева.
Источник: Российская социологическая энциклопедия