ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО теории
теории, к-рые явл. составной частью стратификации социальной концепции, в к-рых разрабатывается понятие статуса (от лат. status — состояние, положение). В социол. смысле понятие С. с. (первоначально означавшего правовое положение юридического лица) впервые употребил англ. историк Г. Д. С. Мейн [1]. Впоследствии развернутые С. с. теории создали Р. Линтон, Ф. Мерилл, представители социально-психологической школы интеракционистов Т. Шибутани, Тернер и др. В наиболее общем смысле социальный статус — это положение личности, занимаемое в об-ве в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Различают прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. п.) статусы; С. с. следует отличать от статуса личного, т. е. положения, к-рое занимает человек в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в кач-ве человеческого существа. Линтон указал на «двойственное значение» понятия С. с: каждый человек обладает опред. социальным статусом (в соответствии с к-рым занимает опред. место в обществ, иерархии) и в то же время совмещает в своем лице несколько статусов, будучи, напр., одновременно отцом, мужем, губернатором, членом политической партии, капитаном футбольной команды и т. д.
Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом: в таком случае индивид, выполняя ту или иную свою социальную роль, оказывается вынужденным предпочесть один статус другому. Для описания подобной ситуации нек-рые социологи вводят понятие маргинального статуса. Понятие С. с. тесно связано с понятием социальной роли. В этом смысле последняя оказывается динамической стороной С. с, его функцией, «ожидаемым поведением в зависимости от данного положения человека в об-ве». С помощью С. с. теорий бурж. социологи интерпретируют понятие классовой борьбы как борьбу индивидов за лучшую социальную роль в условиях, когда высшие роли и статусы численно ограниченны и спрос на них превышает предложение.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

СТАТУСА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
понятие социального статуса было заимствовано социологическим знанием из экономической теории. Существуют две теоретические парадигмы активно использующие данное понятие — структурно-функциональная С.с.т. и ролевая теория личности. Линтон в 30-е гг. XIX в. ввел в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, к-рое занимает индивид в системе соц. отношений и к-рое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанное и ожидаемое поведение от личности, занимающей определенное положение в   об-ве. Понятия ксоциальный статус» и «социальная роль» связаны между собой как статическая и динамическая (функциональная) хар-ки личности в системе соц. отношений. В контексте структурно-функциональной С.с.т. статус формируется макроструктурами. Статусные позиции существуют как «свободные вакансии», к-рые должны быть заняты индивидами. Присвоение статусной позиции осуществляется на индивидуальном уровне, но субъект не в состоянии кардинально изменить набор прав, полномочий и обязанностей, свойственных данной позиции. В ином контексте используется понятие в ролевой С.с.т. Хомане отмечал, что соц. статусы формируются не действием макроструктур, а порождающими их соц. отношениями. Они возникают вследствие стремлений людей получать награды и выгоды. В этом смысле соц. статусы производны от межгрупповых (межличностных) отношений. В этом контексте соц. статусы рассматривал и Дарен-дорф. Соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Позиции индивида в об-ве являются производными от позиции группы, к которой он принадлежит или с которой он себя идентифицирует. Признавая соц. статус как позицию в обществе, связанную с определенным набором прав, полномочий и обязанностей, задающ их определенную роль, различные теоретические подходы отличаются тем, что по-разному трактуют природу формирования статуса и степень вариативности социальных ролей.
Лит.: 1) Мостовая И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996; 2) Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995; 3) Смелзер Н. Социология. М., 1994; 4) Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1994. Г. С.Денисова

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
термин "статус" введен в социологию в середине 30-х гг. XIX в. Р. Линтоном (до этого этот термин употреблялся в соц.-экономич. контексте для характеристики экономич., классового положения). В настоящее время используется социологами в двух основных смыслах: обозначения соц. позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции. Линтон определил соц. статус как место, занимаемое индивидом в данной системе, сопряженное с нек-рой совокупностью прав и обязанностей, реализация к-рых (динамич. аспект статуса) формирует роль. В таком понимании понятие соц. статуса является элементом ролевой теории, оно приобретает структурное значение, в то время как роль - понятие функциональное. Употребление понятия соц. статуса в связи с ролью" широко распространилось: близкое значение придают ему Н. С. Тимашев, Дж. Хоманс и др. амер. социологи. Начиная с 40-х гг., вместо термина "соц. статус" в ролевой теории все чаще используется термин "позиция" как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, отделенный от прав и обязанностей, совокупность к-рых все более ассоциируется с "ролью" как предписанным поведением. Таково различение понятий у Т. Ньюкома, У. Томаса, Р. Дарендорфа. В этом случае соц. структура образуется разными типами отношений между позициями. Соц. статус все более приобретает значение ранга, престижа позиции группы или индивида и становится элементом теории стратификации. В этом смысле можно различать соц. и личный статусы индивида; первый связан с его принадлежностью к определенной группе и с престижем группы, второй - с положением внутри группы, особенно малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (неуважение) окружающих. Соц. статус, хотя и связан с оценкой положения соц. группы ("ниже", "выше", по уважению, привлекательности, т. е. включает элементы обществ. сознания), однако не определяется произвольно: он зависит от господствующей системы ценностей, от культуры данного об-ва. Так, при определении стратификационной структуры современного амер. об-ва амер. социологи выдвигают следующие критерии оценок: род занятий, величина дохода, уровень образования, этнич. принадлежность. Лит.: Maine H.J.S. Ancient law. N.Y., 1885; Linton R. The study of man. N.Y., L., 1936; Merill F. Society and culture. N.Y., 1957. Э.М. Коржева.

Источник: Российская социологическая энциклопедия