ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
научная основа развития социальной работы во всем ее полипарадигмальном многообразии, имеет междисциплинарный, интегративный характер. В настоящее время существует обширный теоретический арсенал для практической социальной работы, который включает в себя несколько групп моделей: психодинамические, бихевиористические, системные и экологические, социально-психологические и коммуникационные, гуманистические и экзистенциальные, когнитивные, правозащитной деятельности и кризисного вмешательства. Эти модели включают в себя идеи или даже целостные теории, достаточно распространенные в общественных науках такие, как: концепции и теории о роли и месте личности в системе социальных отношений (В. Муляр, В. Найденова); об активном взаимодействии человека и среды в процессе социализации личности (М. Мид, М. Ромм, Э. Эриксон); теоретические концепции социальной и социально-педагогической работы (А. Арнольдов, В. Бочарова, М. Галагузова, М. Гурьянова, И. Зверева, И. Липский); базовые положения системного подхода (И. Блауберг, И. Осадчий, Е. Юдин); основы социального проектирования и моделирования (П. Бергер, В. Луков); теория социального обучения (А. Бандура); теория жизненных навыков (Дж. Ботвин); теория проблемного поведения (Р. Джессор); теория альтернативной деяльности (Дохнер); трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга (Р. Лазарус); теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер); теория социального обмену (Д. Хоманс, П. Блау), символический интеракционизм (Г. Мид, Г. Блумер, Д. Морено); мотивационные (3. Фрейд и др.), ситуативные (интеракционистские) (А.Шериф и др.) и когнитивные (Г. Теджфєл и др.) подходи. Английский исследователь Пейн М. выделил десять основных концепций социальной работы: психодинамическую, кризисного вмешательства, когнитивно-бихевиористическую, системную и экологическую, социальнопсихологическую, гуманистическую и экзистенциальную, социального развития, радикальную, антидискриминационную, наделения полномочиями. По степени влияния на теорию социальной работы доминируют научные дисциплины: психология (психотерапия), социология, педагогика. Соответственно, это и определяет различные теоретические подходы к социальной работе, которые классифицируются как психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные. Основу психолого-ориентированного подхода составляет познание закономерностей и психологического развития и статуса человека в обществе. Выделяют несколько моделей его организации, на основе которых возникли такие виды социальной работы, как проблемно-ориентированная, функциональная, кризисно-интервентная, эго-ориентированная и др. Их особенности, в том числе и в целостном осознании, постижении человека, связанные с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Социолого-ориентированные подходы сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. Заметное влияние на развитии теории социальной работы оказывали и оказывают классический позитивизм, социологический функционализм, структурно-функциональный анализ, марксистская социология, виталистский и культурологический подходы. Комплексно-ориентированные подходы к теоретическому осмыслению социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека. Широкое распространение получает ролевая теория. В ее развитии важную роль сыграли как социология, так и психология. Наиболее часто применяемые технологии — перемена ролей, групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия, арттерапия, методика «запрограммированных ролей» и др. Среди разновидностей моделей комплексного подхода — социальнопедагогическая и когнитивная модели.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)