ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
(от греч. theória - наблюдение, исследование, systéma - целое, составленное из частей) - когнитивные модели, системы абстрактных представлений о том, что такое социальная система, каковы закономерности ее строения, функционирования и развития, какие существуют ее типы, виды и формы. В современной социологии наибольшим научным признанием пользуются Т.с.с., разработанные Парсонсом и Луманом. Согласно теории Парсонса социальная система состоит из множества взаимодействующих акторов (действующих индивидов) как набора статусов и ролей. Действия акторов определяются социальными нормами и ценностями, в к-рых воплощена культура. Нормы и ценности усваиваются индивидами в процессе социализации, позволяющей системе наряду с социальным контролем сохранять социальный порядок и равновесие. Элементарной формой социальной системы у Парсонса является взаимодействие между эго и альтерэго. Наиболее сложной формой социальной системы выступает общество. По Парсонсу, каждая социальная система имеет две оси ориентации: внутреннее/внешнее, инструментальное/консуматорное. На первой оси система ориентируется либо на свои проблемы, либо на события окружающей среды. На второй оси ориентация связана либо с актуальными средствами, либо с долговременными целями. Из этих ориентаций вытекает набор из четырех функциональных категорий: во внутренней возникают категории интеграции и поддержания образца взаимодействия в системе, во внешней - категории адаптации и целедостижения. В социальной системе функцию интеграции выполняет социетальное сообщество (правовые институты и обычаи), функцию поддержания образца взаимодействия - структуры попечения (институты социализации, мораль, верования), функцию адаптации - экономика, функцию целедостижения - политика. В теории Лумана базовыми элементами социальной системы выступают не индивиды, а коммуникации. Социальная система - это система социальных коммуникаций. Все, что не относится к коммуникации, является внешней средой. Поэтому индивиды у Лумана в целом являются частью внешней среды. Индивиды относятся к социальной системе лишь в той мере, в какой участвуют в коммуникации. Социальная система, по Луману, является аутопейтической, т. е. самоорганизующейся. Аутопейтическая система сама создает элементы, из к-рых она состоит, организует свои собственные границы и внутренние структуры. Аутопейтическая система самореферентна (ее элементы соотнесены исключительно друг с другом). Аутопейтическая система - это замкнутая система (между системой и ее внешней средой нет прямой связи). Социальная система как аутопейтическая всегда менее сложна, чем ее внешняя среда. Социальная система справляется со сложностями внешней среды и изменениями в ней с помощью процессов дифференциации. Луман выделяет четыре формы дифференциации: сегментарную, стратификационную, центрально-периферийную и функциональную. Эти формы дифференциации рассматриваются Н. Луманом как основные этапы эволюции социальной системы. В качестве механизма этой эволюции у него выступают изменчивость, отбор и стабилизация. Социальная система как система социальных коммуникаций опирается на значение, к-рое формирует ее границы и связано с возможностью социального выбора. Основанная на коммуникации социальная система создает социальные структуры, чтобы разрешать проблему двойной возможности: каждое сообщение должно учитывать, как оно будет получено, но его получение зависит от оценки получателем отправителя. Для социальной системы характерен свой код - язык, к-рый делает возможным коммуникацию. Внутрисистемное общение гарантировано символическими посредниками, напр., власть - в политике, вера - в религии, истина - в науке. Простейшей формой социальной системы у Лумана выступает интеракция, к-рая возникает посредством взаимного согласования участниками коммуникации своих действий и переживаний. Высшей формой социальной системы выступает общество, охватывающее все действия в коммуникации.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.