понятие солидарности употреблялось, гл. обр., в трудах франц. социологов. Согласно О. Конту, соц. солидарность создается в основном постоянным распределением различн. видов человеческого труда. В концепции Э. Дюркгейма солидарность - одно из центральных понятий. Он различал два ее вида: механическую и органическую. Механическая - характеризует примитивные, недифференцированные об-ва и создается коллективным сознанием кланов. Органическая - формируется вместе с разделением обществ. труда, с развитием к-рого индивиды, выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга. Механическая солидарность, существующая вначале одна или почти одна, утрачивает почву, мало-помалу берет верх органическая солидарность, таков исторический закон. Одновременно Э. Дюркгейм анализировал и те случаи, когда разделение труда не создает солидарности. Это происходит при аномическом разделении труда, где отсутствует регулирующий орган, при принудительном разделении труда и в тех случаях, когда функциональная деятельность каждого индивида недостаточна. Для Дюркгейма солидарность является синонимом обществ. состояния. Возникающие и сосуществующие вместе с солидарностью конфликтные явления он трактовал исключительно как выражение патологии социальной (см.). В современной социологии термин "солидарность" редко употребляется. Солидарность является существенным элементом соц. интеграции, но не тождественна ей, так как существуют альтернативные интегрирующие элементы (экономич. принуждение, политич. насилие и т. п.). А.Б. Гофман.