ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
англ. theory, human relations; нем. Theorie der "human relations". Теория (Э. Мэйо, У. Мур, Ж. Фридман и др.), заменившая свойственный тейлоризму биологический подход к человеку анализом психо-соц. деятельности индивида, выдвинув требование "человек - главный объект внимания"; акцент делается на сплоченности группы, взаимоотношении с руководством, благоприятной атмосфере на рабочем месте, удовлетворенности трудом и т. д.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Теория “человеческих отношений” (Э. Мэйо)
концепция, концепция, в основе которой лежат следующие принципы: 1) человек - “социальное животное”, включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. По сути - это новая социальная философия менеджмента. Социальная практика этой теории основывалась на принципе замены индивидуального вознаграждения групповым (коллективным); экономического - социально - психологическим (благоприятный моральный климат, повышение удовлетворенности трудом, практика демократического стиля руководства). Отсюда и разработка новых средств повышения производительности труда: “паритетное управление”, “гуманизация труда”, “групповые решения”, “просвещение слушающих” и т.п.
Источник: Краткий словарь по социологии
«Человеческих отношений» теория
одна из школ в науке об управлении, получившая на Западе преимущественное распространение в 30-50-х гг. XX в. Ее возникновение обычно связано с именем Э.Мэйо и его последователей - Ф.Ротлисбергера, М.Фоллера и др. В настоящее время выводы доктрины «Ч.о.» широко используются в менеджменте. Ее ядром является положение о том, что влияние на повышение производительности труда оказывают факторы материальные и в не меньшей степени - психологические. Технократизму классической школы представители «Ч.о.»т. противопоставляют “развитие человеческих отношений на предприятии”, основанных на “гуманном подходе” к трудящимся со стороны администрации. В отличие от сторонников тейлоризма, которые считали, что главные резервы производительности труда заключаются в правильном использовании физиологических возможностей человека путем рациональной организации производства, сторонники «Ч.о.»т. видят их в умении подчинить целям организации такие социопсихологические характеристики, как цели, потребности, чувства, настроения. На этой основе разрабатываются тщательные рекомендации по “гуманизации” производства, “психологическому приобщению работников” к делам предприятия.
В социальном государстве, где применяются принципы экономической демократии, социального партнерства, участия работников в управлении производством, создаются правовые условия, формируются механизмы социального управления, привлекающие самих работников к социально-производственным отношениям.
В социальном государстве, где применяются принципы экономической демократии, социального партнерства, участия работников в управлении производством, создаются правовые условия, формируются механизмы социального управления, привлекающие самих работников к социально-производственным отношениям.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Теория человеческих отношений
специфическая трактовка принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), выработанная в рамках западной социологии. Теория человеческих отношений разрабатывается начиная с 20-х гг. XX в. в США. Разработка ее шла параллельно развитию таких отраслей социологии, как индустриальная социология и социология труда. Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии. Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.
Политика человеческих отношений включает ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени. Эта политика, проводимая предпринимателями, руководством корпораций, вызвала необходимость широкого развития эмпирических исследований проблем труда и трудовых отношений. Практические нужды современного промышленного производства стимулировали исследование таких проблем, как факторы положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерности формирования трудовых коллективов и влияние коллектива на личность, роль процессов демократизации управления в развитии инициативы работников, формы и методы эффективного руководства и т.д.
Политика человеческих отношений включает ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников. Сюда относятся мероприятия по улучшению условий труда, условий отдыха и проведения свободного времени. Эта политика, проводимая предпринимателями, руководством корпораций, вызвала необходимость широкого развития эмпирических исследований проблем труда и трудовых отношений. Практические нужды современного промышленного производства стимулировали исследование таких проблем, как факторы положительного и отрицательного отношения к труду работников промышленного предприятия, закономерности формирования трудовых коллективов и влияние коллектива на личность, роль процессов демократизации управления в развитии инициативы работников, формы и методы эффективного руководства и т.д.
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ
возникшее в 20-е годы XX в. одно из направлений теории научного управления. Основателем теории считается амер. социолог и психолог Мэйо. Гл. теоретики «Ч. о.» т. в США: У. Мур, Ф. Ротлисбергер, Т. Уайтхед, У. Диксон, во Франции — Ж. Фридман. Осн. положения «Ч. о.» т. были сформулированы в ходе проведения Хоторнского эксперимента. Теория возникла как оппозиция тейлоризму. Она подвергла критике тейлоровскую концепцию «экономического человека», считавшую гл. стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, и заменила свойственный тейлоризму биологический подход к человеку анализом психосоциальной деятельности индивида, выдвинув требование «человек — главный объект внимания». «Ч. о.» т. экспериментально показала, что наряду с материальным стимулом большое значение имеют психосоциальные факторы: сплоченность группы, в к-рой работает индивид, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и т. д.
«Ч. о.» т. разработала понятия формальных и неформальных групп, признав важность влияния последних на формирование благоприятных условий труда и, в конечном счете, на производительность и эффективность работы предприятия. В программу «Ч. о.» т. входило изучение широкого спектра проблем: анализ влияния группы на поведение, мотивы, ценности индивида в процессе трудовой деятельности; исследование структуры и механизмов функционирования неформальных групп; изучение роли и места предприятия в структуре района, города. «Ч. о.» т. включала и социолингвистический аспект: она изучала средства общения и способы передачи информации рабочих в процессе трудовой деятельности, специфику речи, структуру их языка. Рез-ты исследований «Ч. о.» т. оказали большое влияние на развитие зап. индустриальной социологии и социологии труда.
«Ч. о.» т. разработала понятия формальных и неформальных групп, признав важность влияния последних на формирование благоприятных условий труда и, в конечном счете, на производительность и эффективность работы предприятия. В программу «Ч. о.» т. входило изучение широкого спектра проблем: анализ влияния группы на поведение, мотивы, ценности индивида в процессе трудовой деятельности; исследование структуры и механизмов функционирования неформальных групп; изучение роли и места предприятия в структуре района, города. «Ч. о.» т. включала и социолингвистический аспект: она изучала средства общения и способы передачи информации рабочих в процессе трудовой деятельности, специфику речи, структуру их языка. Рез-ты исследований «Ч. о.» т. оказали большое влияние на развитие зап. индустриальной социологии и социологии труда.