миграция рассматривается как динамический процесс, объемы и направления которого определяются государственным регулированием и уровнем индустриального развития, а действия самих мигрантов детерминируются структурами «государственного капитализма». Миграция рассматривается прежде всего как путь мобилизации дешевой рабочей силы для развитых стран.
Необходимо подчеркнуть важное различие между теорией «толчка—притяжения» и теорией исторического структурализма. Если первая теория делает акцент главным образом на добровольном перемещении индивидов (что действительно имело место до 1914 г. в миграции из Европы в США), то представители исторического структурализма подчеркивают роль крупномасштабных организаций (особенно корпораций и государства) в формировании миграционных потоков. Массовая вербовка рабочей силы капиталом отмечается ими как ключевой фактор, вызвавший миграцию в Западную Европу после 1945 г. Точно так же (по контрактам) направлялись трудовые миграционные потоки в страны Персидского залива и в азиатские страны (Тайвань, Малайзию и Сингапур). В США государство также играло большую роль в появлении трудовых потоков из Мексики и стран Карибского бассейна.
Акцент на роли государства в историко-структурном подходе дает основание предполагать, что миграция может быть сокращена, если будут изменены государственные стратегии ее регулирования. Такие предположения легли в основу создания систем «гостевых рабочих» и подкреплялись юридическим и административным регулированием. Однако, как показала практика, миграция, когда-то начавшаяся, приобретает свою собственную динамику и не может быть легко остановлена.
Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М., 2006. С. 122- 123.