(англ. mass communication theory) Совокупность теорий среднего уровня, описывающих процесс массовой коммуникации, а также функционирование средств массовой информации в обществе. Под «массовой коммуникацией» понимается систематический и институционализированный процесс распространения сообщений с помощью СМИ широкой, массовой аудитории. Концептуализация «массовой коммуникации» и «средств массовой информации», таким образом, сходится во многих аспектах. Как процесс массовую коммуникацию можно рассматривать на уровне производителя (отправителя) сообщения, на уровне самого сообщения, на уровне канала доставки сообщения и на уровне реакции на это сообщение (эффекта). Д. МакКуэйл обращает внимание на то, что массовая коммуникация понимается как ключевой процесс для описания исследователями медиа, и поэтому этот термин широко используется. Теория массовой коммуникации зарождается в начале XX века в качестве структурного компонента американской социологии массовой коммуникации. Первыми теоретиками были социологи и политологи. Г. Лассуэлл собрал и обобщил огромный эмпирический материал – новостные заметки из массовых европейских изданий периода Первой мировой войны и пришел к выводу, что сообщения СМИ выполняли пропагандистские функции. Отсюда складывается понимание основной цели массовой коммуникации в обществе как воздействие на оценки, мнения и поведение людей. Теоретические построения в области массовой коммуникации ведутся в рамках эмпирико‑функционализма, социологической парадигмы, рассматривающей массовую коммуникацию как подсистему общества. Функционализм способствовал проведению измерений аудитории и построению теорий медиаэффектов на основе анализа. К концу 1950‑х гг. были сформулированы основные, актуальные и сегодня, теории среднего уровня. Исследователи концентрировали свои усилия на определенной области массово‑коммуникационного процесса – восприятии сообщений СМИ аудиторией. П. Лазарсфельд предложил модель многоступенчатого потока информации и концепцию «лидеров мнений», К. Ховланд сформулировал психодинамическую модель коммуникации, П. Лазарсфельд и Э. Катц стали основоположниками концепции персонального влияния, Л. Фестингер разработал концепцию когнитивного диссонанса и селективных процессов, Дж. Клаппер обнаружил, что индивиды «переделывают» и интерпретируют сообщения в соответствии с личными убеждениями, а первоначальный смысл сообщений СМИ неизбежно искажается – он назвал этот процесс селективной перцепцией. Функциональная традиция анализа массовой коммуникации предлагает универсальный методологический язык обсуждения системы отношений «СМИ – общество». Она описывает основные виды деятельности СМИ в контексте других общественных процессов – политических, социальных, экономических. Одним из широко представленных типов современных исследований СМИ является изучение организации СМИ с точки зрения как их внутренней структуры, так и их места в широком контексте организации общества. Предположения, что СМИ способствуют положительным (функциональным) или негативным (нефункциональным) эффектам общества до сих пор широко распространены. Следование функционализму нашло свое отражение в работах многих классиков исследований медиа. А внимание к институтам, структурам и системам породило множество социологических описаний СМИ – от социальной системы до социального института. В отечественной традиции термин «массовая коммуникация» не был так широко распространен, как «журналистика» и «СМИП». Его употребляли преимущественно социологи. Впервые дефиниция массовой коммуникации была дана в Философском энциклопедическом словаре (1983) специалистом в области социальной психологии Ю. А. Шерковиным, который определил ее как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей». Теория массовой коммуникации становится фундаментом для медиаисследований в целом. Теоретизация различных субъектов медиапространства – от журналистики до пропаганды – во многом опирается на концептуальное наследие классиков в области социологии массовой коммуникации. Тем не менее в начале XXI века в связи с появлением новых медиа и социальных сетей и в условиях цифровизации медиа наметилась тенденция к пересмотру некоторых положений массовой коммуникации. Главная концепция теории массовой коммуникации – массовая аудитория – перестает существовать, а социологические интерпретации процесса уступают место медиаориентированным.
Литература Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. – М.: МедиаМир, 2009. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2003. McQuail D. (2010) McQuail’sMass Communication Theory. – London: Sage.