ТЕОРИЯ ОБМЕНА
ОБМЕНА ТЕОРИЯ
концепция о социальном взаимодействии, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
Обмена теория
концепция о социальном взаимодействии, согласно которой на поведение
людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.
людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.
Теория обмена
теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей.
ТЕОРИЯ ОБМЕНА
exchange theory) — теоретическая перспектива, основанная на понимании Зиммеля, согласно которому "всякие контакты среди людей покоятся на схеме предоставления и возврата эквивалентности" (Блау, 1964). Подход также выводит на политэкономию и поведенческую психологию, рассматривая личности с точки зрения всегда стремящихся максимизировать вознаграждение от их интеракций с другими (см. также Хоманс). Как способ анализа, теория обмена связана с интересными гипотезами относительно социального поведения, например, утверждением Блау о том, что люди склонны вступать в брак с партнерами, способными предложить эквивалентные социальные активы. Критики этого подхода, однако, полагают, что он дает модель, которая, в лучшем случае, способна обеспечить лишь частичное представление о человеческих социальных отношениях. Ограничениями предложенного подхода являются: тавтологические утверждения о постоянных отношениях обмена в социальных отношениях, отказ адекватно рассматривать такие явления, как традиционная деятельность или общие ценности, а также большое разнообразие человеческих эмоций. См. также Теория рационального выбора.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ОБМЕНА ТЕОРИЯ
EXCHANGE THEORY) Концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаимодействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена. См. также: Утилитаризм. Лит.: Bredemeier (1979); Cook (1987)
Источник: Социологический словарь