психоаналитическая модель развития интересов, в которой выделяется два основных фактора:
- ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования;
- ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).
Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, вопервых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной – не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий:
- услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждении (консультант, продавец, уличный торговец);
- офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик);
- работа на открытом воздухе (инженер-агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб),
- наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).
Теория профессиональных интересов Роу
Теория профессиональных интересов Роу
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.