ТЕОРИЯ РОЛИ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИЯ РОЛИ
role theory) — подходы в социологии, которые подчеркивают значение ролей, а также "принятия роли" в формировании и поддержании социального порядка и социальной организации. См. Роль.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ (ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
). Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

ролей теория
role theory. - Социопсихологическая концепция, согласно которой поведение людей детерминируется их статусом и позицией в обществе. Понятие роли введено в социальную психологию американским социологом Дж. Мидом (George Herbert Mead, 1934). - создателем теории интеракционизма. Представления людей о типичном выполнении той или иной социальной роли складываются в стереотипы.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

РОЛЕЙ ТЕОРИЯ
от фр. role - положение, роль, список, перечень) - англ. role theory; нем. Rollentheorie. Различные теории, определяющие личность как совокупность соц. ролей, к-рые они исполняют, следуя нормам и образцам поведения, принятым в данной соц. системе. Согласно этим теориям, выполнение человеком той или иной роли оказывает существенное влияние на мотивацию личности, ее отношение к окружающему миру.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ
англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический - роль как элемент соц. культуры и структуры; соц.-психол. - взаимодействие индивидов между собой, индивида и группы (где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация), уровень личности как системы, где сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Теория ролей (Интеракционизм)
Теория в социальной психологии, согласно которой людям в зависимости от их статуса и их позиции в обществе характерно то или иное поведение. Понятие роли ввел в социальную психологию американский социолог и психолог Д. Мид, создатель теории интеракционизма. Представления людей о типичном исполнении той или иной социальной роли складываются в стереотипы; они составляют неотъемлемую часть ролевого поведения. Стереотипы формируются на основе опыта, частой повторяемости ролевых признаков, характеризующих поведение, манеру говорить, двигаться, одеваться и т. п. Комплекс ролей, привязанных к одному статусу, называется ролевым набором.
См. также: Интеракция, Социальная роль

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

Теория ролей
концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и общества. Формирование теории ролей связано с именами Дж Мида, Р. Лиутона, Я. (Дж.) Морено. В теории ролей можно выделить три уровня анализа: 1) социологический, где роль рассматривается по преимуществу как элемент социальной структуры и культуры; 2) социально-психологический уровень социального взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без которых немыслима коммуникация; 3) роль рассматривается на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы общей психологии, социальной психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различи, подходы к теории ролей.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Теория ролей
теоретическое представление о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения – это просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении действий, соответствующих социальному положению. Например, роль социального работника несет набор поведенческих ожиданий, предписанных законодательством, работодателями и профессиональной этикой. Теории ролей делают сильный акцент на понимании индивида в рамках его социальных связей и организаций. Таким образом, концепция роли позволяет объяснить причины поведенческих изменений при изменении социального положения. Отсюда следует, что, зная социальное положение, можно предсказать поведение человека. Согласно данной теории, установки и убеждения формируются той ролью, которую выполняет данный человек; человек приводит свои установки в соответствие с ожиданиями, которые связаны с данной ролью. Например, от солдата ждут проявлений патриотизма. Таким образом, изменение роли влечет за собой смену установок.
Согласно теории ролей, люди проводят значительную часть своей жизни, участвуя в организациях и группах, занимая в них определенное положение, отведенное формально или неформально. К каждому общественному положению прилагаются роли с соответствующими ожиданиями поведения или нормами. Теория ролей предполагает, что в целом люди подчиняются нормам поведения и ожиданиям окружающих, а индивида оценивают по соблюдению им норм поведения.
Теория строится на театральной лексике, иначе говоря, люди играют роли в повседневной жизни, словно актеры в спектакле. Отличие состоит в том, что человек настолько хорошо выучивает социальные роли, что сам становится ролью, например дочерью, сыном, солдатом, врачом. Люди идентифицируют себя с ролью, выучив и усвоив сценарий (ожидания) в процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ. Таким образом, роли являются ключевой составляющей социальной идентичности человека. Согласно теории, представления людей о себе частично основаны на предполагаемых представлениях о них окружающих, а эти представления, в свою очередь, частично связаны с выполняемыми ролями. Критики отмечают, что в рамках теории ролей люди, по-видимому, готовы на все, чтобы соответствовать чужим ожиданиям, и получают обратную связь об успешности исполнения ими данной роли в процессе социализации и межличностного взаимодействия, а далее стремятся сделать все возможное, чтобы соответствовать ожиданиям. Следовательно, теорию ролей упрекают в игнорировании таких индивидуальных детерминантов поведения, как мотивация и личностные особенности.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

РОЛЕЙ теория
название, применяемое в отношении ряда социол. построений, как функционалистских, так и интеракционистских, использующих понятие социальной роли в кач-ве одного из своих ключевых концептов. Классическое определение социальной роли в ее функционалистском понимании применительно к синхронному описанию социальных отношений было дано Р. Линтоном в 1936 г. Понятие роли относится к таким ситуациям взаимодействия социального, когда регулярно и на протяжении длительного времени воспроизводятся опред. стереотипы поведения. Конкретные индивиды выступают во множестве ролей; роль, т. обр., есть лишь отдельно взятый аспект целостного поведения. С понятием роли тесно связаны такие понятия, как институционализированные ролевые ожидания (экспектации), ролевой конфликт, ролевая напряженность (role-strain), ролевой набор (roleset), адаптация к роли и т. п. Понятие роли широко используется в антропологии социальной (Р. Линтон, Малиновский, Радклифф-Браун, С. Ф. Нейдл), в малых групп теории {Томас, Знанецкий, Кули, Э. Джекобсон), в социальной психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер и др.), в теориях среднего уровня (Мертон), в теории межлич. отношений (К. Рицлер, Шелер), в социометрии (Морено), в теории социализации (Фрейд, Парсонс), в психиатрии.
Р. Линтон дал социол. интерпретацию понятия роЛи, выделив в структуре социальных отношений статусы, т. е. опред. позиции и связанные с ними совокупности прав и обязанностей, и определив роль как динамический аспект статуса. Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей и в своей теории утраченных объектов — источников удовольствия (объектов катексиса) показал, как в рез-те усилий индивида сохранить в своей фантазии приносящее удовлетворение отношение роль Другого становится частью личностной структуры индивида, его «Я». Фрейдистской трактовке проблем социализации следовал Парсонс, по мн. к-рого первичное представление о ролевой структуре об-ва ребенок получает в ходе опыта решения проблем, возникающих в раннем детстве, когда и закладываются изначальные связи личности и социальной системы. В Р. т. Парсонса преодолеваются утилитаристские представления о социальной системе как системе рац. ролевых отношений и раскрываются механизмы эмоционального (аффективного) и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент социальной структуры. Роли подразделяются на предписанные по естеству (аскриптивные), т. е. определяемые рождением, возрастом, полом, принадлежностью к касте и т. п., и достигаемые личными усилиями (достижительные).
В интеракционистских концепциях различаются конвенциональные роли, к-рые стандартизованы и безличны, строятся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто эти роли исполняет; и межлич., в к-рых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств и предпочтений. Социальные психологи необихевиористского направления (Хоманс) отмечают ограниченность Р. т., ее неспособность учитывать отклоняющееся поведение, ведущее к созданию новых ролей, и, следовательно, непригодность для объяснения процессов социального изменения. Эти возражения частично опровергаются функционалистами путем выделения в ролевой структуре об-ва ролей, предполагающих новаторское поведение таких индивидов, как предприниматели в экономике или пророки в религии.
Интеракционистские концепции пытаются добиться большей гибкости за счет перенесения акцента со стандартизованного ролевого поведения на конкретные ситуационные свойства взаимодействия живых людей. Важными категориями Р. т. при этом подходе явл. «ролевое поведение», «действие в роли», коммуникация, согласие. Анализ принятия человеком роли как сложного процесса, включающего коммуникацию, замещающую идентификацию с др. человеком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения, содержится в работах Шюца, Р.. Уильямса, Тернера и др. представителей феноменологической социологии.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ
концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об-ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как элемент соц. структуры и культуры; соц.-психоло-гич. уровень соц. взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация; наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различн. подходы к Т.р. В символич. интеракционизме, развитом Мидом, об-во рассматривается как система общения, действий, являющихся соц. постольку, поскольку они имеют общую цель и пользуются выработанными в процессе взаимодействия общими значениями-символами. Индивид включается в coii взаимодействие и становится соц. существом в той мере, в какой он научается "брать роли другого", т. е. осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставит себя на его место и тем самым становится объектом для самого себя. Обучение ролям начинается в детском возрасте сначала в неорганизованных играх, затем в играх по правилам. Личность индивида есть единство двух "Я": соц являющегося рез-том освоения различн. ролей, интериоризированных установок др. людей и глубинного - индивидуального, спонтанного Оставаясь в своем анализе роли преимущественно на соц.-психологич. уровне, Мид, однако вводит понятие "генерализированного "Другого" имея в виду коллективные предписания группы к поведению индивида. Линтон анализирует роли и статусы, исходя из социологич. т. зр. В системе об-ва он выделял статусы - позиции в структуре соц. отношений и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. Роль он определяет как динамич. аспект статуса, не объясняя того, чем роль отличается от "играния роли". Главное для Линтона - понимание ролей как идущих от об-ва предписаний, стандартов поведения, культурных моделей. Поэтому роль как динамич. аспект статуса правильнее понимать как функциональный, культурный его аспект, но в этом случае она и есть совокупность прав и обязанностей, выполнение к-рых ожидается об-вом. Отсюда необходимость уточнения понятия статуса, к-рое позднее было заменено более нейтральным термином "позиция" как место в системе отношений; за статусом же осталось значение ранга, престижа. Основатель социометрии Морено рассматривал роли гл. обр. в практич. части своего учения - психотерапии. Разработанные им методы психо- и социодрамы предполагали играние драматич. ролей, но не предписанных, а свободно изобретаемых в ходе действия. Это "обучение спонтанности" должно было, по мысли Морено, излечивать индивидов от соц.-психич. заболеваний, помогать разрешению жизненных трудностей. Роль не лишена соц., культурного содержания, но соц. и индивидуальное в ней слиты. Морено подчеркивает конфликт между Я и официальными ролями. Большая группа соц. психологов и социологов, разрабатывающих Т.р., состоит из тех, кто так или иначе тяготеет к одному из трех названных выше уровней анализа. Соответственно меняется круг категорий, к-рыми оперируют авторы. В самую значительную группу входят представители соц.-психологич. подхода к анализу роли (И.Гофман, Т. Ньюком, Ж. Стецель). Нек-рые из них прослеживают формирование ролей из взаимодействия в неорганизованных группах и превращение их в институализированные роли, приобретающие нормативный и принудительный характер. Важными категориями Т.р. при этом подходе являются "ролевое поведение", "действие в роли", коммуникация, согласие. С общесоциологич. т. зр. рассматривает роли Т. Парсонс; для него взаимодействие двух людей - это образец соц. взаимодействия в масштабах об-ва, а роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент соц. структуры. Однако наиболее общими понятиями Т.р. на разных уровнях анализа являются "роль", "ролевое поведение", "позиция" (статус), "предписание" или "ожидание", требование". Этот же принцип реализует Р. Да-рендорф, подчеркивающий безличный и внешний индивиду характер предписанной роли, ее нормативность. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Role. Camb., 1972; Role theory: concepts and research. Huntington, 1979. Э.М. Коржева.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
284.36 кб

Теоретико-эмпирический анализ роли отца в приемных семьях

Безрукова А.Н., Голубь О.В.
Семья – важнейший фактор формирования культуры новых поколений. Одной из причин кризиса института семьи является кризис института отцовства.
Читать PDF
807.55 кб

Теоретические подходы к исследованию структуры и регулирующей роли самосознания

Моросанова Варвара Ильинична, Аронова Елена Александровна
В настоящей работе рассматриваются современные подходы к исследованию самосознания с целью выделить основные компоненты, которые наиболее часто входят в структуру самосознания в подходах различных авторов, представления о которых
Читать PDF
794.99 кб

О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования

Коротаева Евгения Владиславовна
Научно-методическое сопровождение в качестве приоритетной области обозначено в документах федерального уровня и включает разработку соответствующих материалов мониторинг, а также продвижение основных идей развития образования для
Читать PDF
856.98 кб

Теоретические проблемы изучения роли библиотеки в формировании специалиста XXI века

Фалалеева Ирина Александровна
В статье в порядке дискуссии изложены некоторые теоретические проблемы изучения роли библиотеки в формировании специалиста XXI века.
Читать PDF
268.26 кб

Теоретические аспекты изучения роли научной элиты в общественно-политических процессах

Клименков Михаил Александрович, Матвеева Елена Викторовна
Отмечено, что в настоящий период времени появилось значительное количество работ, уделяющих внимание вопросам научной элиты.
Читать PDF
483.33 кб

Сентименталистские и рационалистские теории о роли эмоций в морали: достоинства и недостатки

Абрамова А.В.
В статье подвергнуты анализу теории этического сентиментализма и рационализма, которые либо преувеличивают, либо преуменьшают значение эмоций в морали: рационалисты безаргументированно постулируют иррационализм эмоций, выводя их з
Читать PDF
881.59 кб

К истории становления коммуникативной теории общества и определения ее роли в современных российских

Свиридов Владимир Владимирович
Рассмотрены некоторые монады и основополагающие этапы развития коммуникативной теории общества, разработанной во второй половине XX века западной социальной наукой в лице Т. Парсонса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, К.-О.
Читать PDF
926.67 кб

Как экономика в новостях влияет на новости в экономике? Обзор теорий о специфике и роли экономически

Казун А.Д.
Исследования экономических дискуссий в СМИ и их влияния на экономическое и политическое поведение людей достаточно редки, особенно по сравнению с аналогичными исследованиями, касающимися политических или социальных вопросов.
Читать PDF
241.15 кб

Опыт многостороннего рассмотрения культурной роли экрана (рецензия на книгу: Экранная культура. Теор

Саенко Наталья Ряфиковна, Щеглов Игорь Владимирович
Читать PDF
154.31 кб

Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы роли художника в процессе взаимодействия ку

Васильев В. А.
Рассматриваются вопросы и особенности методологии культурологического исследования роли художника в процессе взаимодействия культур.
Читать PDF
136.93 кб

Историко-теоретические аспекты в изучении места и роли внеучебной деятельности в системе среднего пр

Андреева Елена Васильевна
В статье с точки зрения историко-теоретических аспектов рассматривается место и роль внеучебной деятельности в профессионально-педагогическом образовании в различные исторические периоды; прослежено изменение содержания внеучебной
Читать PDF
118.92 кб

Теоретические представления о роли речевых кинестезий для развития фонематических процессов (звукора

Репина Зоя Алексеевна
Рассматривается роль артикуляции в развитии фонематического слуха и фонематического анализа. Представлен анализ исследований по данной проблеме.
Читать PDF
450.82 кб

«Конструктивистская революция», или о роли культурно-цивилизационных факторов в современной теории м

Казанцев Андрей Анатольевич
В работе рассматривается изменение представлений о роли «субъективных» факторов (культурно-цивилизационных, ценностных, идейно-мировоззренческих и т.д.) в современной теории между-народных отношений.
Читать PDF
180.55 кб

Дискуссии экспертов о перспективах и роли трансрегиональных проектов в Евразии: проблемы теоретическ

Кузнецов Денис Андреевич
Читать PDF
112.16 кб

97. 03. 006. Стаматеску И. -О. , Висманн Х. Вопросы, касающиеся теории и эксперимента, а также роли

Боровинский А. Л., Панченко А. И., Яковлев В. А.