ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
англ. theory, social action; нем. Theorie vom sozialen Handeln. Теория (M. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Пар-сонс и др.), центральным понятием к-рой является "социальное действие", характеризующееся не только наличием субъективно подразумеваемого смысла, но и ориентацией на поведение др. индивидов. Исходя из этого, действие индивида становится социальным лишь в том случае, если оно ориентировано на действия др. индивидов и взаимодействует с ними.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
action theory) - общая ориентация на социологический анализ, присущая прежде всего трудам Вебера и символических интеракционистов (см. также Этно-методология). Цель подхода — значимые понимание и объяснение социальной действительности, которая представляется результатом значимой социальной деятельности. См. Действие; Деятельность; Verstehen (прил.); Интерпретативная социология. Все теоретики социального действия расценивают объяснение ценностей акторов (цели, символы и т.д.) как необходимый первый шаг в социологическом объяснении, но некоторые (особенно П. Уинч, 1958) видят в этом устранение всякой возможности более общих объяснений. Для большинства социологов, включая Вебера, значимое объяснение и другие типы объяснения — вспомогательные формы. См. Структурационная теория. Хотя иногда утверждают, что теория социального действия — "неизлечимо индивидуалистская", это справедливо лишь в отношении ее частных случаев (например, методологического индивидуализма). Насколько истинно противоположное мнение, продемонстрировано трудами Вебера (особенно его сравнительным исследованием европейских и азиатских религий). Тем не менее, остаются серьезные различия между "теорией социального действия" и другими, более структуралистскими подходами в социологической теории, например, на уровне волюнтаризма или независимой воли в применении к социальным акторам.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Теория социального действия
одна из важнейших теоретических концепций современной немарксистской социологии. Сторонники этой теории считают, что с ее помощью можно понять и объяснить самые разнообразные социальные явления от отдельных актов индивидуального поведения до крупномасштабных общественно-исторических процессов. Генезис и развитие данной теории тесно связаны с именами таких социологов, как М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс. Центральным понятием Т. с. д. является «социальное действие». Оно характеризуется не только наличием субъективно подразумеваемого смысла, но и ориентацией на поведение других индивидов. Типологизируя виды социального действия, М, Вебер выделяет целерациональное, ценностно-рациональнее, аффективное и традиционное действия. Собственно социальными действиями он считает лишь целерациональные и ценностнорациональные действия. Именно эти действия обладают наибольшей очевидностью, рациональностью, они наиболее понятны социологу. Согласно Т. с. д., действие индивида становится социальным лишь в том случае, когда оно ориентировано на действия других индивидов и взаимодействует с ними. А потому социолог, по Знанецкому, должен интересоваться в первую очередь не отношениями между индивидами как таковыми, а отношениями между действиями индивидов. Причем действия следует рассматривать не с точки зрения действующего, а с точки зрения системы, образуемой действиями. Знанецкий не принял веберовской типологии действий, считая, что для истории культуры рациональность действий не является важнейшей характеристикой. Он акцентировал внимание на творческих действиях, полагая, что именно они обогащают человеческую культуру, создают новое, наиболее ценное. Несмотря на отдельные различия в трактовке социального действия, Вебера и Знанецкого объединяют прежде всего два момента: во-первых, исходной точкой исследования социального действия у них предстает индивид или группа индивидов и субъективная осмысленность их поведения; во-вторых, действие обретает социальный характер благодаря лишь взаимодействию индивидов, которое координируется определенными правилами. Тем самым источник социального действия усматривается в интерсубъективной рефлексивности участников действия. Объективный и необходимый характер социальных действий, складывающийся независимо от интерсубъективных контактов, во внимание не принимается. Идеи Вебера и Знанецкого получили дальнейшее развитие в работах Т. Парсонса одного из крупнейших теоретиков западной социологической науки. В 30-х гг Парсонс создает волюнтаристскую Т. с. д., исходным пунктом которой явилось понятие «элементарного действия», структурно состоящее из действующего лица, цели, ситуации и нормы. В целенаправленности Парсонс видит отличие социального действия от простого поведения. Цели действия он рассматривает как интернализованные ценности общества. Само действие истолковывается как выбор альтернатив действия. Парсонс постоянно подчеркивал примат социального над индивидуальным на уровне социальных систем, однако само социальное у него изначально персонифицировано, так как функциональные характеристики социального выводятся из акта индивидуального действия. Поэтому и в его концепции Т. с. д. нет места реальным интересам социальных классов и групп. Т. с. д. возникла на почве специфического социального фактора, который якобы дает возможность понять и объяснить сферу социального поведения людей. Такой социальный фактор теоретики социального действия усмотрели в акте взаимодействия индивидов. Но тем самым открылся путь к психологизации данной теории. Сама редукция общественных отношений к акту взаимодействия индивидов проникнута антиисторизмом, что исключает возможность исторического взгляда на развитие общественных структур и процессов. На первый план выдвигалось исследование проблем «порядка», «равновесия», «стабильности», социальные конфликты толковались как ненормальности капиталистического общества. Все это недвусмысленно указывает на идеологическую направленность конструкцией теоретиков социального действия к обоснованию господствующего буржуазного социального порядка. Действительно научный анализ природы социальных действий, их причин, функций и последствий может быть осуществлен только на основе материалистических положений марксистской социологии об общественном характере этих действий, их обусловленности социальными интересами.

Источник: Социологический справочник