Теория социального научения Роттера

Найдено 1 определение
Теория социального научения Роттера
поведенческая теория личности, в качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемыми из-за чрезмерной сложности событиями.
- Первый концепт – BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1} или BP = E * RV – т. е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление. BP – вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты. E – ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0. E и RV – независимы. RV – шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
- Второй концепт – E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)} или E = E' + GE – т. е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно-специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и генерализованных ожиданий, накопленных в других ситуациях, деленных на число этих опытов. Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходить по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE – генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).
- Третий концепт – RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}E ra – ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n. RV (b-n) – субъективная цена подкрепления от b до n. Минимальный уровень цели – объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
- Четвертый концепт – s1 – психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира). Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.