теория, разработанная Альбертом Бандура. Суть ее в том, что эффект научения может быть получен посредством наблюдения за поведением другого человека. Причем человек, действия или поведение которого наблюдаются, может не ставить специальной цели научить чемулибо наблюдателя или заставить его подражать себе.
Теория социального научения
Теория социального научения
Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.
Социального научения теория
social learning theory), применение принципов научения к объяснению аспектов психологии личности и ее поведения. В кн. Общественное научение и имитация (1941) и др. работах амер. психологи Джон Доллард и Нил Миллер объяснили описанные Фрейдом явления как рез-т действий механизмов, изученных их коллегой — бихевиористом (бихевиоризм) Кларком Халлом (1884— 1952). Они утверждали, что на поведение во время обучения существенное влияние оказывают полож. (отмена наказания) и отриц. подкрепление (отмена награды). Доллард и Миллер свои теоретич. изыскания применили, занимаясь излечением невроза. Однако наибольшую известность приобрела их теория о том, что причины агрессии тесно связаны с изменением поведения индивида, когда его действия, направленные на достижение опред. цели, терпят фиаско. Позднее в кн. Агрессия (1973) и Социальные основы мышления и языка (1985) канадский психолог Альберт Бандура обратил особое внимание на способность детей к имитации и умение учиться путем резюмирования наблюдений за действиями др. людей, продемонстрировав, что их научение происходит без подкрепления. Совр. интерпретации С.н.т. отдают предпочтение не столько мотивационным (мотивация), сколько когнитивным факторам (когнитивная психология), а также подчеркивают роль любопытства и веры человека в собственные способности действовать эффективно.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия