Теория социального обмена

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
направление в западной социологии, представители которого рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус, престиж и др.).

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
англ. exchange, social, theory of; нем. Theorien vom sozialen Tausch. Теория (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон), согласно к-рой обмен различными типами деятельности является основой всех соц. отношений и процессов, а в качестве движущего мотива человеческой деятельности выступает стремление к получению выгоды.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Теория социального обмена
подход, согласно которому привлекательность другого человека для нас определяется тем, в какой мере он способен удовлетворить те или иные наши потребности — экономические, социальные, психологические. Согласно этой теории, социальное общение зависит от тех издержек и вознаграждений, которые в него включены.

Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
Концепция, рассматривающая все действия человека через стремление к полезности и выгоде от деятельности. Основы Т. с. о. Дж.К. Хоманса и П. Блау лежат в утилитаризме XIX в. В основе механизма такой деятельности – две предпосылки:
1) в поведении человека лежит рациональное начало, побуждающее к получению им выгоды (деньги, товары, услуги, престиж, уважение, одобрение, успех, дружба, любовь и др.);
2) процесс обмена – это постоянный обмен между людьми различными “выгодами”. Социальные институты вырастают из обменных отношений. Вот почему эту теорию относят к средней социологии, находящейся между макро- и микросоциологией.
В государстве как высшей ступени общества должны быть созданы условия гармоничным отношениям между индивидами для обеспечения свободы и демократии. Xоманс попытался рассматривать социальные процессы и явления в основном с позиции психологии индивидов, социальных групп и общества в целом, что явно недостаточно при рассмотрении макросоциологии.
Т. с. о. рассматривает обмен деятельностью как фундаментальную основу общества. Социальные действия рассматриваются из следующих предпосылок:
1) гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, то оно не воспроизводится;
2) гипотеза стимула: действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных условиях;
3) гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия;
4) гипотеза голодания-насыщения: чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);
5) гипотеза фрустрации-агрессии: если индивид не получил ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.
С помощью перечисленных 5 правил предпринимаются попытки объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и т.д. Центральная категория – это социальное действие – процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Однако психологического объяснения социальных явлений недостаточно при рассмотрении фактов макроуровня.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.