ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
социологическая теория, находящаяся по уровню общности между теоретическими и эмпирическими исследованиями и обеспечивающая взаимосвязь между ними в рамках отдельных областей социологии. Примером Т.С.У. могут служить теории девиантного поведения и аномии. Т.С.У. рассматриваются как специальные (частные) социологии, т.е. социологии личности, семьи, труда, быта, города, деревни, образования и т.д.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
англ. theory, middle range; нем. Theorie mittlerer Reichweite. По Р. Мертону - теория, являющаяся промежуточной между малыми рабочими гипотезами, к-рые во множестве развиваются в повседневной исследовательской практике и всеобъемлющими теориями, включающими в себя главную концептуальную схему, благодаря к-рой надеются выявить очень большое число эмпирически наблюдаемых стереотипов соц. поведения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СРЕДНЕГО УРОВНЯ ТЕОРИЯ
MIDDLE-RANGE THEORY) Термин, предложенный Р. Мертоном, указывающим на необходимость построения социологической теории в промежуточном пространстве между «частными рабочими гипотезами» и «всеобъемлющими концептуальными схемами». Например, между абстрактной концептуальной схемой, такой, как функционализм, который понимает общество как систему функционально взаимосвязанных частей, и частной рабочей гипотезой, такой, как «большая часть населения Британии более не поддерживает монархию», должна быть теория среднего уровня, занимающаяся моделированием социальных процессов, связанных с распределением и осуществлением власти. Лит.: Merton (1957)
Источник: Социологический словарь
СРЕДНЕГО УРОВНЯ теория
термин, характеризующий степень общности социол. концепций. Предложен амер. социологом Мертоном в 1947 г. в ходе полемики с Парсонсом, ратовавшим за создание в социологии «всеохватывающей» теории, опирающейся на концепцию социального действия и структурно-функциональный метод. По мн. Мертона, создание подобных теорий преждевременно, ибо для них нет еще надежной эмпирической базы. Главное направление развития социол. знания, подчеркивает он, заключается в создании С. у. т., к-рые выполняют роль «посредников между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими спекуляциями, понятийная схема к-рых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения» [2]. Такого рода теории, используя строго определяемые термины и операциональные понятия, аккумулируют эмпирические данные. Формируя теоретическое мышление исследователя, они явл. противовесом эмпиризму и социографии. В то же время С. у. т. не должны ограничиваться уровнем эмпирического обобщения, им предписывается учитывать теоретические разработки более высокого уровня абстракции.
Главная цель построения С. у. т.— обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическими уровнями социол. исследования. Эти теории, по мысли Мертона, могут возникать в отдельных областях социологии как специальные теории или же могут быть рез-том обобщения группы фактов. Методом построения С. у. т. он считал структурно-функциональный подход, разработке к-рого уделял большое внимание. Примером такой теории может служить созданная им концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения.
Призыв Мертона к построению в социологии С. у. т. был широко популярен в 50—60-е гг., он сыграл положительную роль в борьбе с «чистым» эмпиризмом, стимулировал интерес социологов к построению теоретических объяснений. Однако в последующие годы позитивистски ориентированные методологи (Г. Зеттерберг, Д. Уиллер и др.) модифицировали его идеи, отождествив С. у. т. с эмпирически проверяемыми гипотетико-дедуктивными теориями; провозгласили полный разрыв с «большими» теориями на том основании, что те не соответствуют естественнонаучным критериям построения проверяемых теорий. В наст, время понятие «С. у. т.» употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социол. теория», под к-рой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных [3].
Главная цель построения С. у. т.— обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическими уровнями социол. исследования. Эти теории, по мысли Мертона, могут возникать в отдельных областях социологии как специальные теории или же могут быть рез-том обобщения группы фактов. Методом построения С. у. т. он считал структурно-функциональный подход, разработке к-рого уделял большое внимание. Примером такой теории может служить созданная им концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения.
Призыв Мертона к построению в социологии С. у. т. был широко популярен в 50—60-е гг., он сыграл положительную роль в борьбе с «чистым» эмпиризмом, стимулировал интерес социологов к построению теоретических объяснений. Однако в последующие годы позитивистски ориентированные методологи (Г. Зеттерберг, Д. Уиллер и др.) модифицировали его идеи, отождествив С. у. т. с эмпирически проверяемыми гипотетико-дедуктивными теориями; провозгласили полный разрыв с «большими» теориями на том основании, что те не соответствуют естественнонаучным критериям построения проверяемых теорий. В наст, время понятие «С. у. т.» употребляется по аналогии с термином «специальная или частная социол. теория», под к-рой понимают установление логико-эмпирических связей между отдельными группами изучаемых переменных [3].