ТЕОРИЯ X И ТЕОРИЯ Y (БИПОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ)

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ "X" И ТЕОРИЯ "Y" (БИПОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ)
1) одна из известных классификаций стилей организации и управления (см. Классификация стилей организации и управления); 2) два противоположных принципа управления организацией и регуляции человеческого поведения (см. Организационное поведение). Биполярная модель сводит все многообразие организационно-управленческих моделей к единому континууму, расположенному между двумя предельно различными подходами. Она предложена в книге «Человеческая сторона предприятия» (1960) Д. Мак-Грегором, изучавшим проблемы регуляции организационного поведения (см. Школа человеческих отношений).
В основе биполярности модели заложено различение по способу получения заданий, степени свободы в способах и сроках их выполнения, ресурсам, переданным исполнителю, методам контроля за их исполнением, степени включенности исполнителя в процесс принятия решений, дистанцированностн руководителя от подчиненного и формализации их отношений, концентрации управленческих функций в руках руководителя.
Первый подход, обозначенный автором как теория «X», ассоциируется с несколько утрированной позицией классической школы и представляет собой авторитарный взгляд на регуляцию поведения работника в организации (см. Классическая школа организации и управления). Концепция «X» базируется на определенном представлении о природе человека, который выступает объектом регуляции в организации. Средний человек (типичный работник в организации), как считается, изначально не любит работать, избегает ответственности, лишен честолюбия, не в состоянии организовать свой труд, не заинтересован в сотрудничестве с администрацией. Следовательно, его деятельность необходимо упрощать, жестко программировать, стандартизировать, контролировать, стимулировать, а сам работник должен находиться под постоянной угрозой наказания. Данная концепция оценивается Д. МакГрегором как ненаучная, поскольку игнорирует природу человека.
Второй, противоположный, подход, обозначенный как теория «У», соответствует положениям школы человеческих отношений и предлагает «гуманистическую модель регуляции поведения работника» (см. Школа человеческих отношении). Исходными выступают представления о человеке как творческом, наделенном воображением, трудолюбивом существе, стремящемся к ответственности, способном к самоорганизации и самоконтролю, получать удовольствие от процесса и результатов труда, для него труд столь же естественен, как и игра. Организация деятельности, предусмотренная в модели, основывается на принципах делегирования полномочий и ответственности, самоорганизации, максимального использования творческого потенциала работника, поощрения его инициативы. Назначение труда управленца видится прежде всего в формировании человеческих отношений, что предполагает обогащение содержания работы, использование партисипативного принципа принятия управленческих решений, ориентацию на вознаграждение, а не наказание работника, учет всего спектра его потребностей и ожиданий для стимулирования мотивации (см.: Принцип максимального делегирования полномочий в организации; Неформальная организация; Управленческие (организационные) решения; Вознаграждение).
Биполярная теория стилей управления «X» и «Y», будучи очень популярна в среде управленцев-практиков, вызвала критику ряда специалистов за излишнюю упрощенность. Вместе с тем она породила попытки создать более адекватные модели классификации стилей управления, например модели R Лайкерта, К. Левина, Р. Линпита, Р. Уайта, У. Оучи и др. (см. Классификация стилей организации и управления).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000