Теория зависимости

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Зависимости теория
взгляд, согласно которому развитые промышленные государства фактически замедляют рост менее развитых стран, подчиняя их экономически.

Источник: Социология.

ЗАВИСИМОСТИ ТЕОРИЯ
взгляд, согласно которому развитые промышленные государства фактически замедляют рост менее развитых стран, подчиняя их экономически.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Теория зависимости
модель экономического и социального развития, которая объясняет глобальное неравенство исторической эксплуатацией бедных стран богатыми.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Теория зависимости
dependency theory). Утверждает, что у ряда стран, особенно в третьем мире, отсутствует возможность контролировать основные направления своей экономической деятельности вследствие мирового экономического господства индустриальных государств.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Теория зависимости
dependency theory), концепция причин низкого уровня эконом, развития стран третьего мира, особенно распространенная в Лат. Америке кон. 1960—70-х гг. В основе Т.з. лежат идеи марксизма и националистические, антиимпериалистические постулаты латиноамер. структурализма. Согласно Т.з., бедность и полит, нестабильность мн. стран третьего мира (периферия) объясняется господством над ними богатых и сильных гос-в (центр). Ключевая работа по данной теме — кн. Ф.Х. Кардосо и Е. Фалето Зависимость и развитие в Латинской Америке (1979).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ
dependency theory) — теория экономического, социального и политического изменений, которая пытается объяснить продолжающуюся бедность, лишенность социальных условий и политическую нестабильность многих стран с точки зрения господства над ними богатых и сильных государств. Теория в 1950-х гг. была разработана экономистами в Латинской Америке в противовес преобладавшему ортодоксальному представлению о том, что страны "третьего мира" могли бы добиться модернизации и индустриализации, следуя примеру уже индустриализированного мира. Согласно версии Франка (1967), проблемы стран "третьего мира" были созданы колониальным и торговым господством европейских государств, а также США. Их экономики были сформированы, во-первых, потребностями развитых стран в сельскохозяйственных и минеральных товарах, во-вторых, необходимостью обеспечить рынки для промышленных товаров с Севера. Всякое местное производство было задушено сочетанием конкуренции и политического принуждения. Экономические излишки уплывали посредством вывоза прибылей и использования условий неэквивалентного обмена, благодаря чему цены на экспорт из "третьего мира" были сравнительно ниже, чем на произведенные импортные. Таким образом, эти страны вносили вклад в экономически рост и индустриализацию Европы и США, а в них самих создавались такие структуры, которые делали индустриализацию трудной или невозможной. Они не могут повторить опыт США или Европы, потому что имеют иную стартовую отметку, будучи, по выражению Франка, не слаборазвитыми, а недоразвитыми. Теория была весьма влиятельной в социологии в 70-х гг. Хотя ее часто называли неомарксистской, она подвергалась возрастающей критике со стороны марксистских авторов, в частности, за концентрацию скорее на рыночных, чем производственных отношениях. В одном из таких анализов Тейлор (1979) утверждал, что основное понятие теории — "экономический излишек" — чрезвычайно слабо. Более широко критиковалось ее относительное пренебрежение вкладом внутренних социальных отношений в те проблемы, которые олицетворяют бедные страны, а также увеличивающимся многообразием их опытов. В 80-е гг. во многих странах, относимых к "третьему миру", произошли индустриализация и быстрый экономический рост, казавшиеся невозможными большинству исследователей. Более других выдержала испытание временем работа Кардозу и Фаллето (1979), выявляющая различные формы зависимости во времени и пространстве, а также включающая детальный анализ классовой структуры Латинской Америки. Однако, по утверждению Моузелиса (1988), она также страдает чрезмерно обобщенным анализом, неспособным охватить многообразие опытов в Африке, Азии и Латинской Америке. Роксбору (1984) добавляет: "Такие сверхсхематические исследования истории теперь могут быть усовершенствованы, поскольку социальные научные и исторические исследования становятся более адекватными".

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЗАВИСИМОСТИ ТЕОРИЯ
DEPENDENCY THEORY) Теорию зависимости можно рассматривать как критическую реакцию на модель международной торговли и экономического развития, основанную на принципе невмешательства (laissez-faire). Эта модель восходит к объяснению экономических выгод разделения труда, которое было предложено Адамом Смитом (Smith, 1776). Согласно теориям международной торговли в духе Смита, максимум экономического роста достигается при региональной специализации и снижении торговых тарифов. Поскольку природные ресурсы, климат и размеры рабочей силы неодинаковы в различных обществах, производство в каждом отдельном обществе должно специализироваться на основе этих «даров природы». В таком случае международный торговый обмен будет способствовать максимальной эффективности в области добычи сырья и производства товаров и услуг. Теория зависимости была выдвинута П.Бараном (Baran, 1957), утверждавшим, что экономическое развитие западных индустриальных обществ основывается на экспроприации экономических излишков обществ «третьего мира». Последние оказываются в ситуации зависимого развития вследствие необоснованной надежды на свое сырьевое производство, ориентированное на экспорт (сельскохозяйственной продукции и полезных ископаемых). В дальнейшем эта теория разрабатывалась А.Г. Франком (Frank, 1969), рассматривавшим зависимое развитие с точки зрения глобальной сети эксплуатации, связывающей метрополию и общества-сателлиты. Теория зависимости утверждает, что представление о мировой экономике в духе А. Смита как о системе равных торговых партнеров является неверным потому, что «центр» (индустриальные общества) своей превосходящей военной, экономической и политической мощью навязывает «периферии» (зависимо развивающимся обществам) условия неравного обмена. С исторической точки зрения, колониализм подрывал индустриальное производство в «третьем мире», навязывая импорт промышленных товаров из колониальной державы и вынуждая экспортировать дешевые сельскохозяйственную продукцию и сырье. В современную эпоху индустриальные общества поддерживают ту же систему неравного обмена, но иными способами. Они искажают и тормозят индустриальное развитие в обществах «третьего мира» отчасти путем конкуренции с промышленной продукцией последних на их же внутренних рынках, а также на рынках экспорта, а отчасти путем размещения своих фабрик на территории этих стран с целью выгодного использования дешевой рабочей силы при перемещении туда исключительно трудоемких и низкотехнологических производственных процессов, способствующих сохранению технологической отсталости «периферии». Вследствие этого, зависимые общества вынуждены придавать чрезмерное значение производству сырья (хлопка, каучука, чая, минералов и так далее), хотя ситуация на мировых рынках таких товаров крайне изменчива и непредсказуема. Таким образом, согласно этой теории, система зависимости между центром и периферией все еще поддерживается властью многонациональных корпораций, хотя она больше не связана с прямым колониализмом. Теория зависимости имеет тесное сходство с мировой системы теорией, разработанной позднее И.Уоллерстайном (Wallerstein, 1974). В адрес теории зависимости выдвигается несколько критических замечаний. (1) Общества «третьего мира» отличаются друг от друга и, следовательно, не являются однородными. (2) За исключением Японии, все динамично развивающиеся современные индустриальные экономики «тихоокеанского кольца» (например, Гонконг, Малайзия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) лишь несколько десятилетий назад находились на периферии, являясь частью «третьего мира», однако сейчас они бросают вызов экономическому превосходству старых индустриальных обществ, что решительно противоречит тезису о зависимости. (3) Эта теория игнорирует внутренние факторы в различных обществах «третьего мира» при объяснении их относительной неразвитости. См. также: Внутренний колониализм; Глобализация; Империализм; Новое международное разделение труда; Центр и периферия. Лит.: Mouzelis(1988)

Источник: Социологический словарь