ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО Я

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО Я
одна из первых концепций личности в социологии и психологии, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, к-рые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его "Я". У. Джеймс выделял в "Я" "соц. "Я", к-рое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "соц. "Я", сколько существует отдельных лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эту идею, Ч. Кули считал признаком истинно соц. существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Обязательным условием этого было общение индивида с др. людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства "Я" без соответствующих ему чувств "Мы", "Он" или "Они". Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его "Я", к-рые складываются у других людей. Др. люди - это те зеркала, в к-рых для индивида формируется образ самого себя. Личность же представляет собой совокупность психич. реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное "Я" - воспринятое зеркальное отражение, суммирование тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство "Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеч. "чувство личной определенности" - "зеркальное "Я" (looking glass self). "Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его "интеракций" с об-вом. Об-во раскрывается индивиду в виде соц. аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я", при всей его имманентной социальности, явл. продуктом воображения. Т.з.я. была развита также Дж. Мидом, к-рый ввел понятие "стадий" формирования "Я". Стадии принятия роли другого, др. и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее соц. "Я", вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к соц. объекту. Д.В. Ольшанский

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЗЕРКАЛЬНОГО Я теория
одна из первых социол. и социально-психологических концепций личности, исходившая не из внутр. характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Развита и систематизирована Дж. Мидом. В ее истоках идея У. Джемса о «социальном Я» человека, к-рая сводилась к тому, каким признают данного человека окружающие. Человек имеет столько «социальных «Я», сколько существует лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эти взгляды, Кули считал признаком истинно социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого явл. общение с др. людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соотв. ему чувств «Мы», «Он» или «Они». Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», к-рые складываются у др. людей. Др. люди — это те зеркала, в к-рых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. Его собственное «Я» — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. «Я» включает: 1) представления о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»). Все это складывается в «чувство личной определенности» человека — «зеркальное «Я» (looking glass self). «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его «интеракций» с социальной средой.
Об-во раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности, оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие «Я» при всей его имманентной социальности в 3. «Я» т. есть лишь продукт воображения. Дж. Мид ввел понятие «стадий» формирования «Я» — стадий принятия роли другого, других, «обобщенного другого», к-рые он рассматривал в кач-ве этапов превращения индивида в рефлексирующее социальное «Я», выработки навыков отношения к самому себе как к социальному объекту. 3. «Я» т. возникла в русле имманентно-идеалистических филос. традиций. 3. «Я» т. абсолютизировала роль межличностного общения в малых группах. Социальное взаимодействие, в к-ром формируется обладающая самосознанием личность, оказалось в 3. «Я» т. оторванным от предметной деятельности и взаимоотношений с социальной системой, в к-рую входит малая группа. Д. В. Ольшанский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.