ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ
одна из распространенных современных эволюционно-телеологических, естественных моделей, рассматривающая организационное развитие как некий аналог процессов развития биологического организма (см.: Организационное развитие; Модели организации; Естественная модель в теории организации). Развитие организации понимается как естественный, поэтапный и во многом запрограммированный процесс, предусматривающий неизбежное прохождение ею ряда последовательных фаз (стадий), при этом изменяются логика ее функционирования и тип стратегий. Например, поэтапно снижается гибкость реагирования на внешние изменения, но вместе с тем повышается способность к контролю внутри организации (см. Тенденция к нарастанию закрытости организации). В концепции исключается возможность миновать какую-либо фазу.
Впервые вопрос о закономерности и цикличности развития организаций поставил известный специалист по общей теории систем К. Боулдинг. Он отмечал, что все организации проходят несколько фаз от рождения до зрелости и смерти, для каждой из которых характерны свои особенности функционирования. Известная версия циклической модели развития организации разработана представителями астонской группы Б. Хайнингсом и Р. Гринвудом. Они описывали организационное развитие как закономерный, телеологически заданный процесс, когда по мере развития организации изменяется ее способность к осуществлению радикальных инноваций, и выделяли следующие фазы: возникновение организации (глобальная инновация); становление организации — период успешных преобразований (радикальные инновации); зрелость организации – период неудачных попыток преобразований и инноваций; период успокоенного состояния (отсутствие инноваций) (см.: Инновационные концепции развития организации; Астонская группа). Еще одну версию Т. Ж. Ц. О. выдвинул сторонник эмпирического подхода А. Чендлер мл., который связывал изменения в деятельности организации с изменениями в ее взаимоотношениях с внешней средой (см.: Внешняя среда организации; Эмпирическая школа). Он выделял четыре фазы развития организации: 1) расширение операций и накапливание ресурсов – организация действует по функциональному принципу, автократична; 2) рационализация ресурсов – дальнейшее развитие организации происходит лишь тогда, когда появляется потребность в повышении ее эффективности; 3) экспансия в сферу новых рынков в целях улучшения использования ресурсов; 4) создание новых структур для оптимизации работы и рационализации планирования. На последней стадии происходит децентрализация системы организации и управления.
Удачной интерпретацией Т. Ж. Ц. О. является разработанная И. Адизесом концепция развития предпринимательской организации, которая действует в условиях динамичного рынка и в которой по мере ее развития повышается степень внутреннего контроля и ослабляется гибкость реагирования на изменения внешней среды (см. Организация как открытая система). И. Адизес выделяет десять универсальных фаз развития организации, охватывающих период от ее рождения до смерти: 1) выхаживание – организация существует только в проекте;
2) младенчество – организация начинает функционировать, но еще не имеет формальной системы управления, главный человек в организации – ее создатель;
3) детство – деятельность организации стабилизируется, формальная структура сформирована; 4) юность — второе рождение организации, предполагается смена лидера, на смену предпринимателю приходит менеджер; 5) расцвет – период, для которого характерны четкое осознание администрацией и персоналом организации институциональных целей, ориентация на цель; наличие ярко выраженной стратегии рассматривается как оптимальное состояние организации; 6) стабильность – период старения организации, в котором внешне сохраняются все черты, характерные для периода расцвета, но исчезает дух предпринимательства и растет дух консерватизма, все в меньшей степени учитываются требования внешней среды; 7) аристократия – организация не ориентирована на целедостижение и теряет способность к внутренним инновациям, снижается эффективность ее деятельности; 8) ранняя бюрократия — в организации возникают конфликты, продолжает снижаться эффективность деятельности, реальные проблемы не разрешаются; 9) бюрократия – организация живет за счет внешних субсидий, полностью изолирована от требований внешней среды, у нее отсутствует ориентация на целедостижение, основной принцип — выживание ради выживания; 10) гибель организации — организация перестает существовать в силу того, что не может быть полезной обществу.
И. Адизес отмечает социальную специфику организации: рождение, развитие, старение и смерть этой системы в конечном счете обусловлены сознательной деятельностью людей. Следовательно, делается вывод о способности администрации обеспечивать длительное существование организации на стадии расцвета.
Теория жизненных циклов применяется не только к организациям, но и к организационной популяции (см. Социальная популяция). Так, в организационной экологии в терминах этой теории делается попытка проанализировать динамику выживания и смертности организаций, при этом этот процесс описывается как изменение «ширины» экологических ниш (см.: Организационная экология; Экологическая ниша).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000