деятельность органов государственной власти, направленная на поступательное, устойчивое развитие всех сфер общественной жизни на той или иной территории. Цель ТУ состоит в укреплении социально-экономического, социокультурного, духовно-нравственного потенциала территории, адекватная реакция на происходящие изменения. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1, ст. 67) территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внешние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовую основу ТУ составляют: 1) Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, акты Президента РФ, постановления Правительства РФ; 2) конституции республик, уставы субъектов РФ, законодательство субъектов РФ, правовые акты их органов исполнительной власти; 3) правовые акты органов местного самоуправления применительно к их территориальной сфере деятельности. Существует несколько уровней ТУ – общегосударственный и региональный. Общегосударственный уровень призван обеспечить стратегию сбалансированного развития регионов страны с учетом их природных, социально–экономических, национально–культурных и иных условий и механизм ее реализации. Основная задача здесь возлагается на Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Цель ТУ в субъекте федерации – обеспечение социальной стабильности местного сообщества, повышение темпов экономического роста субъектов РФ и муниципальных образований. Ответственность за это возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Муниципальный уровень ТУ связан с реализацией широкого круга вопросов местного значения, нацеленных на комплексное решение экономических и социально-политических задач развития муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских поселений, сельских поселений, внутригородской территории города федерального значения). Органы государственной власти обязаны содействовать органам местного самоуправления в реализации возложенных на них функций, прежде всего, путем обеспечения гарантий их финансовой поддержки. ТУ в границах территорий субъектов РФ и местного самоуправления осуществляется в пределах системы государственного управления РФ. В то же время территориальный принцип управления получает свое воплощение в различных межтерриториальных структурах (ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия и др.). Они оказывают содействие органам государственной власти в повышении эффективности территориального развития. Объектом ТУ могут быть территориальные общности людей, отрасли хозяйственной деятельности, различные виды ресурсов и т.д. К основным принципам ТУ относятся: комплексный подход к развитию территории, гибкое сочетание централизации и децентрализации полномочий, обеспеченность полномочий необходимыми ресурсами; ответственность за исполнение полномочий; согласованность общегосударственных и региональных интересов; учет климатических, экологических, этнокультурных и других особенностей регионов, строгое соблюдение законности. Экономический аспект ТУ связан с эффективностью регулирования сфер обеспечения жизнедеятельности людей, качества их жизни. ТУ призвано оптимизировать рациональное использование природных ресурсов, трудового, производственного, научного потенциала регионов в интересах проживающего населения. Приоритетами территориального развития в РФ является формирование из регионов «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны; формирование региональных модулей национальной инновационной системы РФ; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами; улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах. Для решения этих задач необходимо сочетание отраслевого и межотраслевого управления. Политический аспект ТУ в современной России связан с дальнейшим развитием федеративных отношений, оптимальным разграничением полномочий между различными уровнями власти, преодолением территориальных диспропорций, оптимизацией политико-территориального устройства страны. ТУ развитием социальной сферы затрагивает такие проблемы, как доходы населения, рынок труда и политика занятости, охрана труда, развитие отраслей социальной сферы (образования, культуры, здравоохранения и др.). К наиболее эффективным механизмам ТУ следует отнести: федеральные и региональные целевые программы развития территорий, меры бюджетного и налогового регулирования, совершенствование нормативно-правовой базы региональной политики, ресурсную обеспеченность деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и др.
Лит.: Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, народ. М., 2001; Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2007; Климанов В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М., 2003; Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002; Черепанов В.А. Федеративная реформа в России. М., 2007. В.В. Огнева