(далее — Т.) — метод изучения определенных особенностей личности путем применения тестов. Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) — удовлетворяющий критериям научного познания эмпирико-аналитический метод, представляющий наряду с моделированием, многомерными (нелинейными и динамическими) количественными и качественными методами современную проективную и организационную научную методологию. Можно классифицировать тесты по направленности психологических задач следующим образом: 1) тесты достижений и специальных способностей — исследуется сенсомоторная сфера человека, его поведение, обучаемость, индивидуальные и творческие способности; 2) тесты интеллекта — анализируется умственное развитие человека, оценивается его интеллектуальный возраст; 3) Тесты личности и проективные — исследуются различные стороны личности (установки, ценности, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства), темперамент и характер человека, личность как целое.
Т. состоит в применении системы специально отобранных и предварительно “свернутых” проверенных процедур (репрезентации, формализации, алгоритмизации, инструктирования, фиксации, метрики, анализа и интерпретации) для получения неявной информации об интересующих параметрах и свойствах изучаемого объекта или явления и их профессиональной диагностики. К достоинствам Т. относится экономическая эффективность, более высокая, чем у других методов. К недостаткам Т. следует отнести исключительно констатирующую функцию, специфической особенностью Т. является зависимость от внешних условий, особая “чувствительность” к наличной ситуации исследования. Для более полного и конкретного измерения количественных характеристик объекта исследования создается внутренне согласованная “тестовая батарея”, или “тестовый профиль”.
Общие требования к Т. заключаются в соответствии четырем специальным критериям: 1) стандартизации — единообразии всех процедур проведения Т., подсчета и интерпретации результатов; 2) нормировки — задания самого оценивающего стандарта для каждой процедуры; 3) надежности — стабильности оценок, получаемых при повторных испытаниях; 4) валидности (содержательной — логической, критериальной — эмпирической и конструктивной — теоретической) — такого качества Т., которое отражает степень соответствия цели и результата тестирования.
А.К. Быков
Лит.: Ермолович Д.В. Тест // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный дом, 2003.