1886-1970) - русско-амер. социолог, правовед и историк обществ. мысли. Проф. юриспруденции Петроградского политехнич. ин-та (1916-1920 гг.). В 1921 г. эмигрировал из СССР; после 1936 г. жил в США. Согласно Т., правовая система - это измеритель, показатель и основной "рефлектор" соц. системы и ее изменений. Вслед за Л. И. Петражицким Т. считал, что право как соц. явление возникает при слиянии двух уже сложившихся особенностей соц. бытия (к-рые в общем могут существовать и независимо друг от друга). Первая из них - наличие в каждой длительно существующей соц. группе такого порядка, к-рый может быть выражен в правовых нормах и к-рый через посредство сложных механизмов делается обязательным для членов группы; вторая - наличие соц. власти. В работах по общей социологии Т. излагал идеи, близкие к взглядам П. Сорокина. Он считал, что социология изучает "биопсихологич. коллективный опыт людей", что нет минимального принципа или субстрата, к к-рому можно свести все обществ. процессы, т. е. отвергал историч. монизм, утверждая, что историч. процессы определяются взаимодействием многих факторов: экономических, демографич., религиозных, психологич. и др. Т. склонялся к убеждению, что основным соц. явлением, единицей, подлежащей социологич. анализу, нужно считать взаимодействие между двумя или более человеческими существами. Т. принадлежит также несколько работ по истории социологии. Соч.: An Introduction To The Sociology Of Law. Camb., 1939; Sociological Theory, Its Nature And Growth. N.Y., 1954. И.С. Добронравов.
ТИМАШЕВ Николай СергееВИЧ
ТИМАШЕВ (Timasheff) Николай СергееВИЧ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ТИМАШЕВ Николай Сергеевич
(09.11.1886, Петербург — 09.03.1970, Нью-Йорк) — рус.-амер. социолог и правовед. Проф. Петроградского политехнического ин-та (1916—1920). С 1921 г.—эмигрант; жил сначала в Чехословакии и Франции, с 1936 г.— в США. Осн. сочинения Т. посвящены социологии права, в них заметно влияние Л. И. Петражицкого. Как социолог права Т. явл. представителем т. наз. психологической школы права, в рамках к-рой за основу права принимается психология социальной группы, а не отдельного индивида.
Социологию права, как и вообще социологию, Т. относит к разряду «номографических наук», цель к-рых установление законов, регулирующих взаимодействие об-ва и права. С этой т. зр. правовые нормы явл. особым образом оформленными нормами поведения, традиционно сложившимися в данном об-ве. Право возникает с появлением социальной власти и явл. предметом изучения как для юриспруденции, относящейся, по Т., к «идиографическим» наукам, цель к-рой заключается в изучении опред. системы права (римского, франц. права и т. д.), так и для философии права, занимающейся проблемами, к-рые не могут быть разрешены «научными методами». Одна из таких проблем — достижение правом своих «конечных целей» [1]. Взгляды Т. по вопросам общей социологии близки к взглядам Сорокина. «Этимологическую дефиницию» социологии он считает неудачной, т. к. само слово «социология», по мн. Т., образовано путем «варварского совмещения» двух разноязычных корней. Неизвестным остается главный термин этой дефиниции: об-во, составляющее предмет не только социологии, но и мн. др. наук: социальной психологии, истории, конкретных социальных наук (к ним Т. относит экономику, этнологию, науку об управлении и др.). Вычленяя предмет социологии из совокупности обществ, наук, Т. определяет социологию как науку об «обществ, взаимосвязях людей (человеческих существ)» — men (human beings) in interdependence. Т.— автор ряда работ по истории социологии, в к-рых рассматривается развитие социологии от Конта и Милля до середины 20 в. (Т. особенно подчеркивает значение концепций М. Вебера и Парето), и по истории социально-политического развития России после 1917 г. В. В. Сапов
Социологию права, как и вообще социологию, Т. относит к разряду «номографических наук», цель к-рых установление законов, регулирующих взаимодействие об-ва и права. С этой т. зр. правовые нормы явл. особым образом оформленными нормами поведения, традиционно сложившимися в данном об-ве. Право возникает с появлением социальной власти и явл. предметом изучения как для юриспруденции, относящейся, по Т., к «идиографическим» наукам, цель к-рой заключается в изучении опред. системы права (римского, франц. права и т. д.), так и для философии права, занимающейся проблемами, к-рые не могут быть разрешены «научными методами». Одна из таких проблем — достижение правом своих «конечных целей» [1]. Взгляды Т. по вопросам общей социологии близки к взглядам Сорокина. «Этимологическую дефиницию» социологии он считает неудачной, т. к. само слово «социология», по мн. Т., образовано путем «варварского совмещения» двух разноязычных корней. Неизвестным остается главный термин этой дефиниции: об-во, составляющее предмет не только социологии, но и мн. др. наук: социальной психологии, истории, конкретных социальных наук (к ним Т. относит экономику, этнологию, науку об управлении и др.). Вычленяя предмет социологии из совокупности обществ, наук, Т. определяет социологию как науку об «обществ, взаимосвязях людей (человеческих существ)» — men (human beings) in interdependence. Т.— автор ряда работ по истории социологии, в к-рых рассматривается развитие социологии от Конта и Милля до середины 20 в. (Т. особенно подчеркивает значение концепций М. Вебера и Парето), и по истории социально-политического развития России после 1917 г. В. В. Сапов