Типология СМИ

Найдено 1 определение
Типология СМИ
(греч. τυπος – отпечаток, форма, образец) Классификация СМИ (массмедиа) на основе определенных критериев – одно из крупнейших направлений советской и российской теории журналистики. Наиболее часто используемыми специалистами по теории журналистики (СМИ) критериями являются материально‑техническая форма (печатные, электронные), периодичность выхода, география распространения (общенациональные, региональные, муниципальные и т. д.), типы собственников (государственные, частные, общественные), экономические интересы (коммерческие, некоммерческие), целевая аудитория (возраст, пол, социальный статус, профессия и т. д.), функции контента (новостные – развлекательные). Однако критерии всегда зависят от целей и задач автора, составляющего конкретный классификатор, поэтому говорить о четко устоявшихся среди специалистов типологических критериях не приходится. Теоретически возможно дробление СМИ до крайне малых типологических групп, в зависимости от того, проводится ли классификация одновременно по одному или нескольким рядам критериев. В отечественной практике наиболее разработанными были вопросы типологии печатных СМИ (массмедиа), а на современном этапе появляются и типологии СМИ в онлайн‑среде. Российские органы исполнительной и законодательной власти используют крупные типологические группы для решения конкретных управленческих задач: например, разделение экономических агентов в ОКВЭД 2 на «издающие газеты», «издающие компьютерные игры», ведущие «деятельность в области радиовещания» и т. д. для ведения статистики и налогообложения; разделение телеканалов на федеральные, региональные и муниципальные при решении проблем перехода на цифровое телевидение; выделение «СМИ с иностранным участием» при внесении изменений в Закон «О СМИ». В то же время устойчивый исследовательский интерес к типологии СМИ является одной из отличительных черт отечественной теории медиа в сравнении с западной академической традицией, в которой он практически не представлен. Основной функцией классификации СМИ должно быть прежде всего выявление тех или иных объектов (групп объектов), требующих изучения при решении конкретных исследовательских задач (формирование выборки). Однако в российской исследовательской практике типология является в подавляющем большинстве случаев самодостаточным итогом научной работы.
Литература Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского, М. В. Шкондина. – М.: Аспект Пресс, 2004. Смирнова О. В. Печатные СМИ России // Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2015. – С. 125–158. Шкондин М. В. Системная типологическая модель СМИ. – М.: Фак. журн. МГУ, 2002.

Источник: Отечественная теория медиа основные понятия. Словарь. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. -Москва. 2019