может включать абилитационные (см. Абилитация) программы, направленные на развитие неразвитых у ребенка функций, и реабилитационные (см. Реабилитация) программы, заключающиеся в восстановлении утраченных в результате заболеваний функций. Состоит из следующих направлений:
- медицинской реабилитации (средства лечения: кинезотерапия, ЛФК, массаж, электрофизиолечение, психотерапия, медикаментозная терапия и пр.);
- программы бытового приспособления, направленные на развитие навыков самообслуживания: принятия пищи, одевания, соблюдение гигиенических процедур и пр.; в ряде случаев требуется специальная подготовка и обучение пользованию специальными и вспомогательными средствами;
- рекреационной программы, включающей домашние, ролевые, развивающие игры, игры на свежем воздухе с использованием соответствующего оборудования; цель программы – дать ребенку-инвалиду возможность для осуществления полноценных развлечений, улучшить социальные навыки;
- программы профессиональной подготовки, состоящей из предпрофессиональной подготовки по выполнению основных трудовых навыков, профессиональной ориентации с учетом возможностей развития интеллектуальных и моторных функций;
- программа коррекции речи и слуха: оценка развития этих функций, логопедическая работа, развитие способности к вербальному общению, тренировка слуха, применение слуховых аппаратов; цель программы – терапия дефектов речи и слуха, развитие способности к общению;
- психологической программы: оценки уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирования по личностным и эмоциональным проблемам; психотерапии; диагностики нарушений способности к обучению; участия в планировании и проведении образовательных и профессиональных программ; консультирования родителей; цель – определить способности и потребности ребенка-инвалида и помочь в решении индивидуальных психологических проблем;
- программы социальной помощи, включающие изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений, организацию доступных инвалиду программ реабилитации, организацию использования ресурса семьи; цель – усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помощь в решении практических и личностных проблем;
- образовательной и тренировочной программы, состоящей из развивающих мероприятий; цель – сведение до минимума нарушения обучения, развитие социальных и интеллектуальных умений и навыков. К разработке плана реабилитационных мероприятий предъявляются следующие требования:
- реабилитационные мероприятия должны начинаться как можно раньше;
- должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно;
- их выполнение должно быть комплексным с участием медицинских работников, психологов, педагогов, юристов и т. д.;
- при составлении плана необходимо учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и характера течения у него патологического процесса, включая психосоциальные, биологические и семейно-бытовые особенности.
Типовая реабилитационная программа для детей с поражением нервной системы
Типовая реабилитационная программа для детей с поражением нервной системы
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.