ТОФФЛЕР Олвин

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТОФФЛЕР ОЛВИН
(р. 1928) Американский социолог и футуролог. Описал сложности, социальные конфликты и глобальные проблемы, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный процесс, давно уже получила признание в современных философии и социологии.
В своих основных работах Т. проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т.е. на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Т., грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно; однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. Т. стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Основные труды: “Шок будущего” (1970), “Столкновение с будущим” (1972); “Доклад об экоспазме” (1975); “Третья волна” (1980); “Метаморфозы власти” (1990) и др.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ТОФФЛЕР Олвин
(04.10. 1928, Нью-Йорк) — амер. публицист и футуролог. Всемирную известность Т. принесла его книга «Шок будущего» [I], переведенная на мн. языки. Ее осн. идея: ускорение социальных и технологических изменений создает все больше трудностей для адаптации, оказывающих шоковое воздействие на индивида и на об-во в целом. В данных условиях сохранение демократии возможно лишь на основе ее расширения и признания плюрализма как осн. принципа во всех сферах обществ, жизни. Эти идеи были теоретически углублены в книге «Третья волна» [3], посвященной направлению изменений в жизни совр. об-ва. Т. констатирует крах всех социальных ин-тов последнего и стремится выявить тенденции, свидетельствующие, что производство, семья, система коммуникаций, само направление научной мысли (от анализа к синтезу) ведет от централизации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду в «электронном коттедже», от унификации к многообразию жизни в децентрализованных общинах. Кризис, переживаемый совр. об-вом, Т. объясняет переходом к новой цивилизации «третьей волны» (первая — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная). Совр. об-во может выжить в неизбежных катаклизмах лишь при условии перехода к новым формам социальной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия. Т. не берется дать точное определение новой цивилизации. Такие определения, как «космическая эра», «информационное об-во», «глобальная деревня», «постиндустриальное об-во» и др., с его т. зр., неприемлемы, т. к. «не дают ни малейшего представления о действительной динамике происходящих изменений и вызываемых ими напряженностях и конфликтах». В противовес утопии и антиутопии свою концепцию будущего Т. называет «практопией».
Концепция Т. эклектична и методологически ординарна, но она выражает широкий спектр идей экологизма с его требованием «мягкой технологии», его антимонополистический демократический пафос. В своих выступлениях Т. ратует за революцию в сфере мышления. Не относя себя ни к левым, ни к правым, считает, что политическая ось «левые — правые» устарела, как и вся политическая система, в к-рой центральное место занимают партии (Партия политическая).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.