ТОЙНБИ Арнольд

Найдено 1 определение
ТОЙНБИ Арнольд
(14.04. 1889, Лондон — 22.10.1975, Йорк) — англ. историк, философ, обществ, деятель. Главный труд его жизни — «Исследование истории» [1] есть обозрение всемирной истории в форме, по его словам, «культурно-исторической монадологии», т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на к-рые распадается историческое существование человечества и к-рые он называет «цивилизациями».
Это представление сложилось под определяющим влиянием Шпенглера, от к-рого, однако, Т. отличается в двух отношениях. Во-первых, наряду с естеств. необходимостью Т. признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), к-рые и явл. высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. Согласно Т., динамика цивилизации (ее возникновение, рост, «надлом», упадок и разложение) определяется «законом вызова и ответа», согласно к-рому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации. Адекватный «ответ» — заслуга «творческого меньшинства», к-рое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия.
Банкротство «господствующего меньшинства», его неспособность справиться с обстоятельствами и беспрестанно возникающими новыми проблемами приводит к «надлому», а затем (если «болезнь» не получает своевременного лечения) — к окончательной гибели цивилизации. Концепция Т. соединяет испытанные приемы позитивистской историографии (сравнительно-исторический метод, индуктивное обобщение и его экстраполяцию на др. области) с филос. идеями «творческой эволюции» А. Бергсона и теологическими символами («первородный грех», «исход и возвращение»).

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.