Tocqueville, Alexis de) (1805-1859) - французский политический ученый и член палаты депутатов, считающийся одним из первых компаративных политических и исторических социологов. Анализ политического опыта Америки в 1830-х гг. был предпринят им в надежде применить его к Европе, особенно Франции. В работе "Демократия в Америке" (1835—1840) он утверждал: демократия — условие равенства — непреодолимая тенденция в современных обществах, но в необузданном виде она содержит значительные опасности для "свободы", то есть для ответственного самоуправления, основанного на "просвещенном личном интересе". Демократия, имеющая тенденцию подрывать иерархию и отменять посреднические органы между индивидуумом и обществом, вероятно, сопровождается двумя тенденциями: индивидуализмом и централизацией, которые вместе могут вести к тирании. В Америке Токвиль обнаружил, что эти тенденции сдерживаются, хотя и не устраняются. Во-первых, американские колонии были приучены к самоуправлению; во-вторых, посредством принципа федерализма американская конституция после революции оставалась фрагментированной, обеспечивая множество точек доступа индивидуумам к участию. Но там, где демократия приходила без предшествующего учреждения "свободы", она могла способствовать тирании. Именно этот сценарий, заключал Токвиль в "Старом режиме и Французской революции" (1856), разыгрался во Франции. В революционной Франции отсутствовали условия, которые сделали бы демократию совместимой со свободой, включая отсутствие сильного среднего класса. В сравнительном анализе политических мер Токвиль особенно подчеркивал то, что впоследствии стало называться политической культурой. Его работы о предварительных условиях современной демократии и ее характере оказали сильное влияние на последующих теоретиков. См. Демократия; Промежуточная группа; Плюрализм; Массовое общество.
ТОКВИЛЬ Алексис
Источник: Большой толковый социологический словарь
TOCQUEVILLE, Alexis de) (1805-1859) Французский аристократ, занимался сравнительным анализом политических систем. В 1831 — 1832 гг. Токвиль посетил Соединенные Штаты с целью изучения тюремной системы в этой стране. Взгляды Токвиля на отрицательные психологические последствия одиночного заключения и проблемы сравнительной криминологии были изложены в написанной им в соавторстве с Гюставом де Бомоном книге «О пенитенциарной системе в Соединенных Штатах и ее применимости во Франции» (Tocqueville and Beaumont, 1833). Основной вклад Токвиля в политическую социологию представляет изданная в двух частях работа «Демократия в Америке» (Tocqueville, 1835-1840). В ней Токвиль сравнивает высокоцентрализованный, мощный аппарат государства во Франции и децентрализованную демократическую систему правления в Соединенных Штатах. В первой части в центре его внимания находится принцип равенства, разрушающий традиционные различия в статусе и являющийся фундаментальным принципом современных обществ. Несмотря на то, что Токвиль был восхищен американской системой, он утверждал, что всеобщее избирательное право порождает тиранию большинства, ведущую к уничтожению иерархии, местных различий и регионализма. Он полагал, что в условиях демократии решающее значение в качестве противовеса тирании большинства будут иметь добровольные организации. Во второй части работы Токвиль рассматривает следствия политической демократии в отношении религии, философии, искусства и науки. Токвиль утверждал, что, несмотря на господство эгалитарного принципа на политическом уровне, американская культура полностью проникнута индивидуализмом. Размышляя о причинах Французской революции в работе «Старый режим и революция» (1856), Токвиль утверждает, что революция происходит тогда, когда имеет место внезапное улучшение социальных условий, или когда вслед за периодом социального улучшения наступает ухудшение. Он утверждал, что Французская революция была вызвана противоречием между новыми принципами индивидуализма, появившимися с развитием торговли, рынков и денежной экономики, и традиционными принципами иерархии и статуса, характерными для французского феодализма и аристократии. «Старый режим и революция» также может рассматриваться как исследование на основе сравнительного метода. Отсутствие насильственной революции в Англии было, по его мнению, следствием относительной открытости и подвижности английской классовой системы, которая не отличалась строгой системой привилегий. Обращаясь к революции 1848 г. во Франции в своих «Воспоминаниях» (опубликованы после его смерти — Tocqueville, 1893), Токвиль приходит к ряду выводов, сходных с выводами К. Маркса, а именно, к мысли о том, что революция 1848 г. была продолжением социальных процессов, лежавших в основе революции 1789 г., прежде всего борьбы рабочего класса за новые принципы демократии и равенства. Сравнительная политическая социология Токвиля может рассматриваться как дальнейшее развитие социологических идей Монтескье. См. также: Политическая социология. Лит.: Aron (1965с); Poggi (1972)
Источник: Социологический словарь
В течение полутора веков длился этот золотой век властителей, когда они одновременно наслаждались политической стабильностью и всемогуществом, к-рые обычно исключают друг друга» [1, 368]. Революции сметают абсолютизм, но не уничтожают его наследия — централизованной гос. власти. «Демократическая революция» совершается во имя «свободы и равенства», но между этими двумя лозунгами существует противоречие, что особенно заметно обнаружилось в ходе франц. революции 1789—1794 гг. Ниспровержение старого режима и полная отмена феод, привилегий, торжество идеологии эгалитаризма сопровождались неимоверным усилением гос. власти, превратившей отдельную личность в простой инструмент, используемый для служения своим целям. «Машина управления» (une machine de gouvernement) становится вес более громоздкой, всюду проникающей и могущественной. Вместо феод, неравенства устанавливается бюрократическая «иерархия функционеров», в системе к-рой каждый человек оказывается всесторонне зависимым от анонимной власти целого. «Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства... она — продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех...
Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Нет больше социальной иерархии, нет четкого деления на классы и строго установленных рангов; народ, составленный из абсолютно похожих индивидуумов, эта расплывчатая масса, признаваемая за единственно законный источник верховной власти, но старательно лишенная всякой возможности руководить и даже контролировать свое правительство» [1, 270—271].
Критика формального демократизма бурж. об-ва у Т. несколько опережала свое время, потому что тенденции, о к-рых он писал, в полной мере проявились только в эпоху гос.-монополистического капитализма. Отчуждение социально-политических функций от личности дополняется, как отмечал Т., уходом личности в свой собственный приватный мир, в сторону от обществ, отношений. Этот феномен Т. называл «индивидуализмом» и видел в нем почву нового, романтического стиля искусства, изображающего человека «перед лицом природы и Бога... с его страстями, сомнениями, необыкновенными радостями и невообразимыми несчастьями» [2, 246). Возникновение политического деспотизма из недр демократии, по мысли Т., объясняет переворот Наполеона III, к к-рому он до конца дней своих относился с непримиримой враждебностью. В этих условиях оплотом свободы Т. считал укрепление общинных учреждений и местного самоуправления, развитие добровольных ассоциаций и строгую ответственность чиновничества.
Необходимым условием сохранения свободы, по Т., явл. также распространение религ. убеждений, по природе своей несовместимых с культом гос-ва. Идеи Т. оказали влияние на М. Вебера, исходившего из антитезы индивидуальной свободы и бюрократического рационализма, и теоретиков так наз. «массового общества» концепций. М. А. Киссель
В центре внимания Т. - проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние оказал Монтескье , в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 в. на Западе книга Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др. Вместе с тем это не монографическое описание, а теоретико-социологическое исследование.
Т. констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке, а также перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре, происходящих под влиянием изменений социальных условий. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы.
Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия, по Т., порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и "индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютных монархий. Согласно Т., "в определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству". Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" - промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы".
Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение Т. в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера .
А.П. Лимаренко
Источник: Социология: энциклопедия