ТОЛЕРАНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ

Найдено 1 определение
ТОЛЕРАНТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ
терпимое отношение к каким-либо религиям со стороны последователей других религий или неверующих. Т. р. можно рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором сочетаются мировоззренческие и социально-психологические установки, допускающие правомерность множественных религиозных традиций (см. Плюрализм религиозный). Одновременно Г. р. -это конкретные действия на уровнях индивидов, общественных структур, государства, обеспечивающие свободу вероисповедания и равные гражданские права последователям любых религий. Основными чертами Т. р. являются: 1) признание за каждой религией права на существование; 2) уважение к любом} религиозному выбору людей, их праву иметь и свободно выражать свои религиозные убеждения; 3) терпимость к совершению верующими различных религий принятых там практик религиозных-, 4) отказ от осуждения «чужой» религии и принуждения в вопросах веры религиозной; 5) исключение репрессивных мер любого характера в связи с принадлежностью человека к той или иной религии; 6) готовность и способность к диалогу, поиску взаимопонимания и сотрудничеству между верующими, объединениями религиозными различных вероисповеданий, светскими организациями. Т. р. не означает утраты руководствующимся ею индивидом собственных религиозных и иных убеждений, некритичного и примирительного отношения к религиозным явлениям, влекущим негативные последствия для личности и общества. Предметом Т. р. не могут быть экстремизм и крайние формы фанатизма в поведении верующих, пропаганда религиозного превосходства, разжигание вражды и ненависти на религиозном основании, клерикализм. На протяжении большей части истории общества стремление к Т. р. уступало подавляющему влиянию религиозной нетерпимости. Такое положение объясняется и по-своему оправдывается одной из важнейших социальных функций религии - интегрирующей, т. е. использованием институтов религиозных для сплочения, придания единства и устойчивости различным формам социального целого (племя, этнос, нация, государство и пр.). Чаще всего это сопровождалось противопоставлением «истинной» религии одного народа «ложным» верованиям других. В любой религии с необходимостью присутствует идея безусловного приоритета ее вероучения над прочими. Определенным образом этому способствует удержание в массовом сознании религиозном сложившегося еще в архаических обществах архетипического разделения на «свое» и «чужое», «мы» и «они». Отсюда - принадлежность к «чужой» религии всегда рассматривалась как свидетельство враждебности и деструктивное явление. В то же время уже в обществах древности имело место признание «чужих » богов как сакральных существ, вплоть до включения их в некоторых случаях в единый пантеон с собственными богами. Становление и развитие мировых религий (буддизма, христианства, ислама), наряду с продолжавшимся религиозным размежеванием, принесло и объединяющие начала. Универсальность вероучительных основоположений этих религий делает их надэтническими и побуждает к преодолению конфессиональных расхождений (см. Экуменизм). Распространению Т. р. способствуют разные факторы, далеко не всегда напрямую связанные друг с другом. К ним можно отнести прежде всего глобализацию мировых процессов (особенно в сфере международных контактов и коммуникации), массовые этнические миграции и формирование многокультурных обществ, утверждение принципов демократии (в том числе свободы совести), действие актов международного права, секуляризацию и утрату былой монополии религий в духовной жизни общества.

Источник: Социология религии. Словарь.