ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
(от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям. Проявляется в снисходительном отношении к тем или иным моментам социальной жизни, идущим вразрез с убеждениями самого индивида. В психологическом плане Т. представляет собой ослабление реагирования на какой-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. В социальном поведении проявляется в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия, сохраняя адаптивные возможности и способность к конформистскому поведению. Т. выступает способом регулирования интересов различных социальных сил, способствует обеспечению стабильности и социального равновесия.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
особый тип межличностных отношений, характеризующийся культивированием терпимости к таким чертам и поступкам партнера по общению, которые могут восприниматься как некорректные. Принцип толерантности возникает из многовекового опыта человеческого общения, представляющего собой неповторимую мозаику взаимодействия разных конвенциональных матриц, несущих в себе многообразные отпечатки генетических особенностей и бесчисленных фрагментов жизненных ситуаций. Вероятность отыскать в этом мире и получить себе в качестве партнеров по взаимодействию таких субъектов, конвенциональные матрицы которых не противоречат ни в каких существенных параметрах нашим собственным матрицам, - эта вероятность, в подавляющем числе случаев, устремляется к нулю. Поэтому более предпочтительной оказывается стратегия на повышение степени ТС, снижающей порог терпимости к качествам партнёра по общению. Такого рода стратегия, казавшейся совсем недавно совершенно неприемлемой с точки зрения повседневной практики, становится знаковой инновацией и важной ценностью в современной человеческой культуре. При прочих равных условиях, зона потенциальной толерантности в социальной организации тем шире, чем меньше её участники склонны квалифицировать взгляды и поведение других в качестве принципиальных, не допускающих никаких компромиссов. Из этого же следует то важное обстоятельство, что феномен ТС имеет те или иные границы, за пределами которых он теряет не только свою продуктивность, но и смысл для эффективного решения проблем социально- организационного развития. Степень приемлемости этой инновации растет весьма неравномерно как в разных культурных ареалах, так и в разных слоях населения. Поэтому конфликт между теми, кто далеко продвинулся в усвоении высокой степени толерантности, и теми, кто пренебрегает ею, более того, настроен по отношению к ней враждебно, сопровождается, как правило, драматическими коллизиями. Люди, привычные к более высокой степени толерантности, сталкиваясь с теми, кто к толерантности относится более чем непочтительно, теряют твердую почву под ногами. Такого же рода коллизии нередки в столкновениях между крупными социальными группами, целыми государствами, приобретая масштабы межцивилизационных конфликтов, несущих в себе угрозу социальных катастроф. Значительная часть таких коллизий произрастает из иллюзий относительно понимания самой сути толерантности как социального явления и способа сосуществования разных индивидов в единой человеческой общности. Такие иллюзии содержат в себе представления о «толерантности без границ», предписывающей терпимость к любым моральным позициям и поведенческим реакциям. При такой трактовке этого феномена терпимым необходимо быть к любому преступнику, даже самому жестокому убийце. Очевидно, что немного найдется людей, которые в здравом уме и твердой памяти согласны следовать подобным предписаниям. К тому же, очень скоро обнаруживается, что, со своей стороны, преступник не торопится вести себя сколько-нибудь толерантно по отношению к своей жертве. Выход в том, чтобы каждый раз ограничивать зону толерантности, не распространяя ее на разногласия по принципиальным вопросам. При этом нужно иметь в виду, что и количество «неприкасаемых», принципиальных вопросов, по которым тот или иной участник социальной организации не готов «поступаться своими принципами», и номенклатура подобных вопросов каждый раз определяется самим этим участником. По его воле и разумению она формируется и им же может пересматриваться под влиянием тех или иных обстоятельств. В тоже время ТС является важным признаком стиля управления, который отражает личные качества руководителя любого ранга и культивируется в организации по умолчанию. Ю.Е. Дуберман
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.