ТОМНИ Джозеф Бернард
ТОМНИ Джозеф Бернард
(р. 1933) - американский исследователь религии, профессор социологии, в 1995-2000 гг. руководил изданием журнала «Социология религии: Ежеквартальное обозрение» международной Ассоциации социологии религии. Лейтмотивом исследовательской работы Т. в области социологии религии стало выяснение специфики оснований и проявлений религиозности в условиях мировых социокультурных трансформаций второй половины XX в. В 1960-е годы научный интерес Т. был обращен к социологической проблематике духовных традиций Востока - буддизма, даосизма, конфуцианства. Он занимался исследованиями и вел преподавательскую деятельность в ряде стран Восточной Азии. В 1968-1971 гг. Т. преподавал социологию в Сингапурском университете, одновременно изучая кросс-культурные и межрелигиозные взаимоотношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ему принадлежит ряд аналитических работ, написанных в 1970-е годы, о роли ислама в общественно-государственной системе Индонезии. Эти исследования дали ему богатый материал для последующих теоретических трудов, посвященных осмыслению меняющегося состояния религиозной жизни западных и восточных обществ. В 1992 г. выходит получивший широкую известность труд Т. «Жизнестойкость христианства в современном мире», где на многочисленных примерах возникновения в христианской среде модернизированных практик религиозных он оспаривает популярный тезис об упадке веры религиозной в условиях секуляризации. Десятилетие спустя Т. подтвердит свою позицию на материале протестантских конгрегаций в США («Жизнестойкость консервативной религии», 2002). Аналогичная устойчивость религиозных потребностей наблюдается, но мнению Т., и в азиатских странах. В труде «Борьба за душу Сингапура: Западная модернизация и азиатская культура» (1996) он подробно рассматривает конфликт между идеологией современного капитализма и традиционной этикой азиатского общества, при котором вызревают некие новые модели духовной жизни. Они основаны на комплексном соединении элементов восточных религиозных и западных гуманистических ценностей. Приверженцами таких моделей являются первоначально небольшие, но весьма активные группы религиозные. Их воззрениям и действиям свойственна высокая адаптационная способность, в результате чего у новой религиозности появляется вполне реальная перспектива развития. Один из возможных вариантов интеграции таких групп в жизнь западного общества Т. усматривает в существовании необуддийских общин в США («Американское общество в зеркале буддизма», 1993).
Источник: Социология религии. Словарь.