амер. социолог, экономист, соц. критик. В своих исследованиях сочетал анализ настоящего состояния социальных явлений с эволюци-онно-генетич. анализом их прошлого на основе изучения историч. источников. Во многом намерения и стиль работы В. аналогичны современной историч. социологии. Соц. развитие, по В., - это смена преобладающих в определенные периоды истории раз-лич. соц. ин-тов, понимаемых им как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. В решении вопроса о механизме обществ. развития В. отошел от распространенной в его время схемы соц. дарвинизма, основанной на законах естественного отбора и борьбы за существование. Его эволюционистская т.зр. сочетала в себе элементы марксистского материалистич. понимания истории и концепции отставания культуры. По его мнению, двигателем развития об-ва является развитие экономики, промышленного производства, к-рое опережает и влечет за собой изменение и, в конечном счете, смену соц. ин-тов, норм соц. жизни. В. известен также и как один из создателей социологич. концепции потребления. Соч.: Теория праздного класса. М., 1984; The Engineers And The Price System. N.Y., 1921; The Theory Of The Business Enterprise. N.Y., 1965. M.C. Ковалева
Торстейн Бунде Веблен
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Veblen, Thornstein) (1857-1929) - американский экономист, социолог и социальный критик норвежского происхождения, который основал подход, известный как институционная политэкономия. В "Теории досужего класса" (1899) Веблен бескомпромиссно критикует образ жизни состязательного и демонстративного потребления у господствовавших социальных групп американского общества. В ряде последующих работ — "Теория делового предприятия" (1904), "Инстинкт трудолюбия" (1914) и "Инженеры и система цен" (1921), он столь же остро анализирует американский капитализм, называя его "хищным" и "паразитическим". Веблен надеялся, что однажды досужий класс и современная корпоративная власть будут заменены правлением инженеров и что станет преобладать человеческий "инстинкт трудолюбия". Однако он не был удивлен тем, что капитализм мог привести к мировой войне, причины которой он видел в поздней индустриализации Германии и в отсутствии у нее демократических политических традиций. Имеется некоторое сходство между стилем социологии Веблена (и враждебным ответом, который она часто вызывала) и более поздним творчеством другого крупного социологического критика американского общества, К. Райта Миллса. Правда, критическое восприятие работ Веблена показывает слабость его методов, а также бесспорное идеологическое восприятие его анализа американского общества.
Источник: Большой толковый социологический словарь
(1857-1929) Американский социальный критик; преподавал в университетах Чикаго, Стэнфорда и Миссури, оставаясь при этом вне академического сообщества. Разрабатывал экономическую социологию капитализма, содержавшую критику накопительства, хищнической конкуренции в американском обществе и власти корпораций. Наиболее известной его работой является «Теория праздного класса» (Veblen, 1899), в которой он утверждает, что жизненный стиль господствующего класса в условиях американского капитализма отличается показным потреблением, нарочитыми тратами и праздностью. При его описании Веблен использует ярлык «праздный класс». В книге «Высшее образование в Америке» (1918а) он пишет о том, что в университетах США господствуют соображения прибыльности, экономического патронажа и эгоистических интересов, а не истинные академические ценности. В работах «Инстинкт трудового мастерства» (1914), «Место науки в современной цивилизации» (1918b) и «Инженеры и система цен» (1921) Веблен оптимистично утверждает, что на смену паразитическому праздному классу придут инженеры, олицетворяющие дух науки и технологии. В работах «Теория предприятия» (1904) и «Предприятие в отсутствие хозяев» (1923) он рассматривает отличительные черты капитализма в США, а именно отделение владения от контроля, а также олигопольную власть гигантских корпораций. Во время Первой мировой войны Веблен опубликовал работу «Имперская Германия и индустриальная революция» (1915). Он считал ведение войны угрозой экономической производительности, которую определял как производство полезных товаров и услуг. Противопоставляя авторитарную политику Германии британской демократической традиции, Веблен отмечал, что в Германии индустриализация не смогла привести к появлению прогрессивной политической культуры. Веблен внес также вклад в анализ американской дипломатической стратегии в работе «Исследование природы мира и условий его поддержания» (1917). Лит.: Diggins(1978)
Источник: Социологический словарь
В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом, статус которого резко снижается, и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки. Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние “мира бизнеса” (современной ему разновидности праздного класса) и “мира индустрии” (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства он связывал с переходом власти от “бизнеса” к “индустрии”, переходом, который произошел бы в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Концепция противостояния “бизнеса” и “индустрии” стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
1857-1929) - американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения: "Теория праздного класса" (1899), "Инстинкт квалификации и состояние ремесел" (1914), "Инженеры и система цен" (1921) и др.
Основным мотивом творчества В. являлась критика современной социальной элиты Америки. В. сформулировал ряд положений общетеоретического плана, в которых отчетливо проявилось влияние распространенных в то время течений общественной мысли: марксизма, теории инстинктов, социал-дарвинизма и др. По В., эволюция социальных институтов - закрепленных обычаями способов регулирования общественной жизни - происходит под воздействием внешней среды путем естественного отбора. Основными факторами, вызывающими потребность в институциональных изменениях, считал прогресс техники и технологии, увеличение численности населения; основным консервативным фактором - сложившиеся стереотипы мышления. Существующие институты всегда являются, согласно В., результатом прошлых процессов и никогда не находятся в соответствии с требованиями настоящего времени. Эволюционирующая институциональная структура взаимодействует с биологической природой человека, присущими ему инстинктами, среди которых В. выделял: инстинкт мастерства, предопределяющий стремление человека к созидательной деятельности и материальному благосостоянию; родительское чувство, обуславливающее продолжение рода, заботу о семье и, в дальнейшем развитии, об общественном благе; праздное любопытство, выражающееся в стремлении к познанию окружающего мира и имеющее в своей основе более глубокий игровой инстинкт. Наряду с перечисленными, В. указывал на наличие у человека инстинктов к самоутверждению, стяжательству и себялюбию, порождающих стремление к улучшению собственного положения за счет других.
Следуя Моргану , В. выделял в истории периоды дикости, варварства и цивилизации. Для первого из них, по В., были характерны общинная собственность, уравнительное распределение и соответствующие институты, основывающиеся на инстинкте мастерства и родительском чувстве. По мере совершенствования технологии производство начинает превышать уровень, достаточный лишь для поддержания жизни, что создает возможность для эксплуатации. Во все возрастающей степени начинают проявляться инстинкты стяжательства и себялюбия. Вожди и жрецы присваивают избыток продукта сверх минимума средств существования. В результате разлагаются коллективистские институты, распространяется частная собственность. Высшей доблестью человека становится военный успех, а не трудовая деятельность. На смену дикости приходит варварство, возникает фундаментальный антагонизм между производительным трудом (статус которого резко снижается) и праздностью, получающей высокую оценку. Однажды возникнув, праздный класс продолжает существование и на стадии цивилизации, с успехом навязывая всему обществу собственные мировоззренческие установки.
Основным конфликтом своего времени В. считал противостояние "мира бизнеса" (современной ему разновидности праздного класса) и "мира индустрии" (всех занятых производственной деятельностью, среди которых ведущая роль принадлежит инженерно-техническому персоналу). Возможность позитивного социального переустройства В. связывал с переходом власти от "бизнеса" к "индустрии", переходом, который произошел бы, по мнению В., в результате всеобщей забастовки инженерно-технических работников. Паралич экономики, неизбежный в таком случае, вынудил бы "мир бизнеса" к отступлению. Концепция противостояния "бизнеса" и "индустрии" стала после В. весьма популярной в западной общественной мысли. В. также явился одним из создателей социологической теории потребления, рассматривая в качестве цели приобретения какой-либо вещи не столько удовлетворение естественных потребностей человека, сколько демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу.
М.Г. Баканова
Источник: Социология: энциклопедия