ТОТАЛИТАРИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Тоталитаризм
политическая система, которая в значительной степени регулирует жизни людей.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Тоталитаризм
одна из форм государства, характеризующаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Тоталитаризм
totalitarianism). Форма политического управления, при которой власть концентрируется в руках диктатора, опирающегося на преданную ему свиту, терроризирующую всех несогласных с его политикой.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Тоталитаризм
от лат. тотus–весь, целый, совокупный)–система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером («фюрером», «дуче», «каудильо» и т.д.).

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

ТОТАЛИТАРИЗМ
от лат. totalis - весь, полный, целый) - англ. totalitarianism; нем. Totalitarismus. 1. Система насильственного полит, господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экон., соц., идеол., духовной и даже бытовой жизни, власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. 2. Направление полит, мысли, оправдывающее тотальный режим (этатизм, авторитаризм). Т. был официальной идеологией фашистской Германии, Италии и др. стран.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Тоталитаризм
totalitarianism), полит, система, при к-рой любые действия частных лиц и обществ, отношения подлежат надзору и контролю гос-ва. Представления о Т. сформировались в 1930—40-х гг., когда наблюдатели отметили сходные черты нацизма при Гитлере и коммунизма при Сталине: однопартийное пр-во, возглавляемое одной сильной личностью; пропаганда офиц. идеологии с помощью ср-в массовой информации; контроль пр-ва над экономикой; широкое применение тайной полицией тактики устрашения. Совокупность этих св-в характерна для об-ва, в к-ром осуществлена макс, централизация власти, а индивид не имеет возможности избежать опеки гос-ва. Тоталитарные режимы представляют собой совр. форму авторитарного гос-ва, требующую, как показывает практика, развитой технологии общественного контроля. Нек-рые исследователи (в первую очередь Арендт) объясняли причину возникновения подобных режимов развитием т.н. массового об-ва: там, где разрушаются связи локальных сооб-в, разрозненных индивидов объединяет пропаганда полит, вождей. Классич. образец Т. — СССР при Сталине; отд. черты Т. присущи также целому ряду развивающихся стран с авторитарными режимами.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ТОТАЛИТАРИЗМ
totalitarism) — форма политического правления, особенно в новое время, при которой власть централизована и способна проникать во все уголки и все аспекты социальной жизни. Утверждение Бенжамина Барбера (1969) о том, что термин был "концептуальной проституткой... не принадлежащей одному, а обслуживающей всех", возможно, является правильным. Употребление термина слишком часто перегружалось идеологией и часто связывалось скорее с огульными оценками, чем с внимательным анализом. Однако главные характеристики тоталитарного правления, по сравнению с прежними формами "абсолютного" или деспотического правления и с большинством современных форм демократического правления, вполне ясны. Они выделены Фридрихом (1954) следующим образом: (а) идеология тотальности; (б) единственная партия, преданная идеологии и обычно руководимая одним человеком, который правит как диктатор; (в) в совершенстве развитая тайная полиция; (г) государственный монополистический контроль и над средствами массовой коммуникации, и над всеми организациями, включая экономические институты, вооружение, средства насилия. Таким образом, данная система обладает средствами надзора и террора на уровне, просто неведомом досовременным режимам (ср. Абсолютизм; Восточный деспотизм), использование которых она оправдывает на основании национального интереса и с точки зрения общих идеологий, в том числе расизма, национализма и коммунизма. (Как пророчески заметил Толстой, "образ Чингисхана с телефоном".) Из-за этих идеологий, а также потому, что тоталитаризм часто опирается на социальные движения, которые могут пользоваться широкой поддержкой, он вряд ли смог бы выжить, если бы держался только на силе. Именно в резкости различия, часто проводимого между современными формами тоталитаризма и демократического правления, коренятся трудности в применении понятия. Одна из причин столь острого различия состоит в том, что тоталитарная тенденция с ее всеобщими системами надзора — особенность всех современных государств. Более того, в тоталитарных, равно как и не тоталитарных режимах, именно идеология демократии в смысле "правления многих" действует в качестве оправдания потребности в привлечении и поддержке. В последних, конечно, такая тотальная тенденция гасится институционализированным принятием политической оппозиции. Однако даже эта характеристика не меняет значения термина по существу, ибо наличие оппозиции в некотором роде должно считаться характерной чертой всех систем. Ср. Либеральная демократия.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ТОТАЛИТАРИЗМ
(от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением об-ва, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером («фюрером», «дуче», «каудильо» и т. д.). Осн. социальной силой, на к-рую опирается Т., явл. люмпенство города и деревни (люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен-интеллигенция), отличающееся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным обществ, слоям и группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т. д. Процесс становления и утверждения Т. наряду с люмпенизацией об-ва предполагает насильственную «организацию» обществ, жизни на принципах «чрезвычайного положения», сопровождающегося милитаризацией. Такая «организация» обществ, жизни достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной частью об-ва. Форма вооруженного террора создает модель «социального порядка», в соответствии с к-рой структурируется все об-во. Ведущей и безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях Т. явл. политика, основанная на прямом насилии, поэтому «политизация» тоталитарного об-ва неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация милитаризованных отношений в тоталитарном гос-ве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается главным и осн. способом «совершенствования» социального порядка. Идейные истоки Т. мн. зап. социологи усматривают в утопических концепциях, нацеленных на создание «заново» всей системы обществ, отношений с помощью «директивного принципа», ориентированного на некий «образец», сконструированный чисто умозрительным путем. По их мн., в основании идеологии совр. форм Т. лежат, с одной стороны, идеологические концепции Джентиле, Муссолини, Гитлера и Розенберга, с др. стороны,— идеи «левых коммунистов» и Л. Д. Троцкого. В исследованиях зап. социологов, как правило, различаются два варианта Т.— праворадикалистский (фашистский и национал-социалистский) и левоэкстремистский, толкуемый зачастую (напр., в неомарксизме, испытавшем значит, влияние троцкизма) как рез-т «термидорианского переворота», произведенного в революционной России Сталиным и связанного с идеологией сталинизма. Однако в целом в исследованиях Т. акцент делается на общности разнообразных его форм.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТОТАЛИТАРИЗМ
лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря", 1933, впервые упоминается термин "тоталитарный" из журнала "Contemporary review", апрель 1928.)
Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм и коммунизм . В идеологии Гитлера и Муссолини термин "тоталитарное государство" содержал позитивное значение. В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.: 1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп (люмпен-пролетариат, люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.); 2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания "нового мира", "нового порядка", "преодоления кризисных явлений в политике и экономике" и т.д.; 3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик; 4) монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером, объектом культа ("вождем", "дуче", "фюрером" и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом; 5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий; 6) огосударствление и бюрократизация общества; 7) милитаризация общественной жизни; 8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики; 9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов.
Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), в антиутопии Оруэлла "1984" и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура - есть "автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации".) Статус научной концепции за понятием "Т." стремились, в частности, утвердить участники интернационального политологического симпозиума (США, 1952), предложившие определять Т. как "закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра". К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др. также: Фашизм, Коммунизм, Оруэлл, Новояз, Бегство от свободы, Авторитарная личность, Замятин, Поппер.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

ТОТАЛИТАРИЗМ
1. Форма правления. 2. Концепция, призванная объяснить особый тип политич. системы (гос-ва) и политич. режима. Термин "Т." генетически восходит к понятию "тотальность" (от позднелатинского totalitis - полнота, целостность), разработанному в нем. философии XIX в., прежде всего Гегелем. Политич. значение этому термину придали теоретики фашизма Дж. Джентиле и А. Роско в Италии. В дальнейшем этот термин разрабатывался в нацистской Германии представителями "консервативной революции" и теоретиками фашистского гос-ва и об-ва (Э. Юнгер, К. Шмидт и др.), использовавшими для обоснования гитлеровского режима идеи "тотальной мобилизации", "тотального гос-ва", "тотальной воли к власти", "тотальной диктатуры". Однако, начиная с середины 30-х гг. XX в., противники фашизма, гл. обр. нем. эмигранты, в том числе представители школы франкфуртской (см.) (Т. Адороно, Э. Ледерер, Г. Маркузе, 3. Фромм и др.), создают аналитическо-критич.
концепцию Т., призванную вскрыть истоки, механизм и основные черты фашизма. Основными чертами фашизма являются: верховенство гос-ва, носящее тотальный характер; сосредоточение всей полноты гос.-политич. власти в руках вождя (фюрера, дуче и др.) партии, влекущее фактич. отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности гос. и партийных органов; абсолютный примат "об-ва" (нации, народной общности и т. п.) над индивидом; полное бесправие человека; подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематич. и массового террора; широкая система принудительного труда; устранение всех политич. партий, кроме правящей, и автономии других обществ. организаций; сращивание партийного и гос. аппарата при монополии партии и одной определенной идеологии. Ликвидация основных демократич. прав и свобод граждан (включая не только традиционные политич. и экономич. права и свободы, но и такие, как свобода передвижения, выбора места жительства, выбора профессии, право занятия гос. должностей и др.) сопровождалась отказом от законности, упразднением народного представительства, федерализма и муниципального управления. В период холодной войны усилиями прежде всего X. Аренда, 3. Бжезинского, У. Корнхаузера, Р. Арона концепция Т. была распространена на коммунистич. систему. Различн. моделям Т. дихотомически противопоставляются плюралистические модели капитализма с помощью таких антитез, как абсолютизм - релятивизм; диктатура - демократия; манипулирование и конформизм - добровольное участие; принудительное единообразие - интегрированное многообразие; закрытое об-во - открытое об-во; концентрация власти - дисперсия власти. По мере универсализации свойств Т. его концепция имеет тенденцию к превращению в стереотип массового сознания, набор признаков, к-рые позволяют относить к числу тоталитарных столь различн. об-ва, как Спарта, Япония эпохи Токугавы, Франция периода якобинской диктатуры, Женева эпохи Ж. Кальвина и др. существовавшие и существующие страны и политич. режимы. Концепция Т. все чаще используется отечественными исследователями для объяснения и анализа советского об-ва и гос-ва сталинского периода. Одновременно леворадикальная критика на Западе обращает внимание на тоталитарно-авторитарные тенденции капитализма к установлению всеохватывающего контроля монополий и гос-ва над всеми сферами. Лит.: Авдеев Ю.И., Струнников В.Н. Буржуазное государство в период 1918-1939 годов. М., 1962; Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967; Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Linz J. Totalitarian and authoritarian regimes//Handbook of Political Science. Reading, Mass., 1975. Vol. 3; Skilling H.G. Interest groups and communist politics revisited//World Politics. 1983, № 1. B.B. Смирнов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

2000. 03. 003. Пелликани Л. Модерность и тоталитаризм. Pellicani L. modernity and totalitarianism //

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

95. 02. 026-035. Тоталитаризм и посттоталитаризм. (сводный реферат)

Рековская И. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Тоталитаризм: о необходимости переосмысления термина

Иванов Сергей Геннадьевич
Статья посвящена анализу исторических и культурных процессов в сталинскую эпоху, ее мировоззренческих основ и расхождениям с либерализмом. Дается нетрадиционная интерпретация природы тоталитаризма.
Читать PDF
0.00 байт

Тоталитаризм как термин гуманитарных наук (на материале работ немецких культурологов xx В. )

Рогулёва Александра Сергеевна
В современном дискурсе слова тоталитаризм, тоталитарный широко востребованы.
Читать PDF
0.00 байт

"тоталитаризм" как теоретическая рамка: попытки ревизии спорного понятия (окончание-)

Гудков Лев
The deficit of the theoretical language for describing today's Russian reality forces us to review some key sociological categories and evaluate their suitability for interpreting the empirical data received in the mass surveys by
Читать PDF
0.00 байт

Личность и тоталитаризм: проблема идентификации

Лутцев Михаил Вячеславович, Мананникова Марина Викторовна, Солонюк Юлия Алексеевна
Прошедший ХХ век оставил человечеству немало неприятных сюрпризов две мировые и масса более мелких, локальных войн, эпидемии, голод.
Читать PDF
0.00 байт

Современный тоталитаризм и его разновидности

Карпов Андрей Александрович
Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе.
Читать PDF
0.00 байт

Тоталитаризм как технология преодоления контракции

Н. А. Комлева
В данной статье впервые в русскоязычной научной литературе рассматривается феномен тоталитарного режима в качестве геополитической технологии преодоления контракции (геополитического сжатия).
Читать PDF
0.00 байт

Православие, либерализм и тоталитаризм: история исовременность (к вопросу о месте религии в обществе

Ченцова Дарья Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Свобода, тоталитаризм и Открытое общество

Каримов Александр Владиславович
В статье анализируется отношение ведущих социальных мыслителей к феномену тоталитаризма. Раскрывается концепция свободы К. Р. Поппера. Рассматриваются представления о свободе видного представителя «солидаризма» Б. С. Пушкарева.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 04. 009. Бэр П. Определяя «Беспрецедентное»: ханна Арендт, тоталитаризм и критика социологии.

Сокулер З. А.
Читать PDF
0.00 байт

Тоталитаризм как экзистенциальный феномен

Даренский Виталий Юрьевич
В статье рассматривается проблема экзистенциальных корней тоталитаризма в человеческой культуре.

Похожие термины: