ТРАДИЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Традиция
настроения и верования, передающиеся из поколения в поколение.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

ТРАДИЦИЯ
способ передачи культурного опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Традиция
культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

ТРАДИЦИЯ
та часть социокультурного наследия, которая длительное время передаётся людьми от поколения к поколению в силу привычки и входит в систему ценностей и норм данного общества или социальной группы.

Источник: Словарь-справочник по социологии 2000

ТРАДИЦИЯ
элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколения и сохраняются в определенных обществах, социальных и других группах и общностях в течение длительного времени.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

ТРАДИЦИЯ
англ. tradition; нем. Tradition. 1. Элементы соц. и культ, наследия; передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и соц. группах в течение длительного времени. Т. охватывает объекты соц. наследия (материальные и духовные ценности). 2. Процесс соц. наследования; его способы. 3. Предание; устная передача к.-л. данных. 4. Обычай, установившийся порядок поведения в быту.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Традиция
Это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые, передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиций крайне изменчиво, это понятие обычно означает тот элемент культуры, который считается частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить основой изменения существующего порядка.

Источник: Основные социологические термины. Учебное пособие

Традиция
(от лат. tradition – передача, повествование). Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. складывается на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности Т. может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Т. служит важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляет основу воспитания.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Традиция
(от лат. traditio – передача, предание, установившееся издавна мнение или привычка). Традиція. Tradition. 1. Старый обычай, сохраняющийся в настоящем и создающий возможность самоидентификации субъектов культуры во времени. 2. Элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. 3. Процесс и способы социального наследования. 4. Предание. 5. Установившийся способ научного объяснения явлений естественного (природного и социального порядка (прагматистская традиция, марксистская традиция...). 6. Установившийся порядок поведения в быту (обычай). См. также Традиционная культура.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ТРАДИЦИЯ
(от лат. traditio - передача, предание) - универсальный способ культурного наследия, форма сохранения элементов социально-культурного опыта, передающегося от поколения к поколению и реализующегося в течение длительного времени. Т. включает в себя духовные и материальные ценности, механизмы процесса социального наследования, способы взаимодействия людей в рамках той или иной культуры. Т. обеспечивает преемственность в развитии общества и культуры, сохраняет прогрессивные, жизнеспособные ценности прошлого. Охватывает широкую область социальных явлений: обычаи, обряды, социальные установления, нормы нравственности и поведения, идеи и т. д. Т. в той или иной степени функционируют во всех областях общественной жизни в качестве необходимого условия их развития. В отличие от традиционных (регулирующих социальные системы на основе традиций), в современных (индустриальных) обществах область применения традиций сужается, во многом уступая место инновациям, но не исчезая полностью. Т. могут быть позитивными и негативными, реакционными и прогрессивными.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ТРАДИЦИЯ
TRADITION) В буквальном смысле слова традиции — это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиции является крайне изменчивым, это понятие обычно обозначает определенные элементы культуры, которые считаются частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить также основой изменения существующего порядка. В социологии это понятие имеет важное значение в рамках противопоставления традиционного общества современному, а также в полемике о природе авторитета. В современной социологии в связи с понятием общества риска наблюдается значительный интерес к идее рефлексивной модернизации, согласно которой на смену критической теории общества пришла теория социетальной самокритики. Рефлексивная критика общества испытала демократизацию, ознаменовавшую существенный разрыв между традицией и модерном, в рамках которого традиционному авторитету постоянно бросается вызов. См. также: Риск/Общество риска. Лит.: Shils (1981); Beck at al. (1994)

Источник: Социологический словарь

традиция
tradition лат. traditio, tradere ‘передавать’. - Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, вкусы, взгляды и т.д. традиция выполняет ряд культурных функций: а) устанавливает преемственность культуры; б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению; в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей; г) выполняет селективную (регулирующую) функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей. Механизм реализации традиции составляет социальный стереотип. Следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Основная проблема, связанная с традицией, — это проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций. Согласно отечественному философу Э.С. Маркаряну (1981), «динамика культурной традиции — это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

ТРАДИЦИЯ
Сторона, элемент целостного политического процесса, который воспроизводится исторически на протяжении длительного времени в одной и той же форме. Т. основываются на глубоком тождестве политического процесса самому себе. Классическое традиционное общество не изменяется. Такое общество пытался обосновать, в частности, Платон. Поскольку неизменность жизни невозможна, традиционность имеет последовательный ряд форм, каждая из которых устойчиво выражает необходимость политического и социального содержания конкретной фазы.
Противоположность Т. – новация, или инновация. Т. и новации постоянно взаимодействуют, создавая конфликтные ситуации. Степень традиционализма зависит, в первую очередь, от динамичности данного общества. Например, земледельческие цивилизации Востока породили деспотическую политическую систему, которая носила в высшейстепени стабильный характер, позволивший определить ее как традиционную политическую систему. Во многих странах восточная деспотия просуществовала, почти не изменяясь, до середины XIX в.
Традиционные отношения воспроизводятся в форме ритуала – устойчивого алгоритма социального взаимодействия. Ритуал обладает жесткой схемой, которая известна всем жителям и обязательна для всех, предписывая способ осуществления политического процесса.
Начиная с Античности, политические и иные отношения не вписываются в жесткую схему ритуала, возникает потребность в политическом творчестве, поэтому в западной культуре политика более динамична. С Нового времени достаточно быстро развивается демократия, которая в своей структуре содержит Т. как момент. В последние века в отношении Т. в политической структуре Запада сложилась дихотомия (исключающие друг друга противоположности) “консерватизм – радикализм”. В основе консерватизма лежит убеждение, что политические и социальные формы вырабатываются, в первую очередь, в результате опыта. Этот опыт и политические формы, его выражающие, имеют недостатки. В то же время попытки улучшить эти отношения приводят к обратному результату – жизнь ухудшается; поэтому консерватизм настаивает на преемственности, традициях в политике, он опирается на историю общества. В основе противостоящей мировоззренческой ориентации – радикализме – заложена идея о том, что та политическая практика, которая имеет отрицательный статус, должна быть значительно улучшена. Для этого необходимо разработать программу новаций, преодолеть традиционные политические формы и добиться успеха. В конце XX в. в политической практике демократических стран произошло сближение неоконсерватизма и неолиберализма, а радикализм получил негативную идеологическую оценку.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

ТРАДИЦИЯ
лат. traditio - передача, придание) - универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах. Тем самым Т. включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования и развития социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, т.е. коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри- и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры (и соответствующих субкультур) на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры (и соответствующих субкультур) смыслов и значений. Т. обеспечивает воспроизводство в системах настоящей ("живой", "непосредственной") деятельности апробированных и выдержавших испытание временем образцов прошлой ("мертвой", "овеществленной") деятельности, т.е. она детерминирует настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Такое понимание Т. делает это понятие применимым практически к любым фрагментам и уровням организации социокультурного опыта (как прошлого - культурное наследие, так и настоящего), что иногда служит основанием для отождествления Т. и социокультурного опыта. Последнее, однако, неправомерно, так как для включения в систему Т. социокультурный опыт должен пройти селективный отбор на устойчивость и относительную массовость воспроизведения в структурах деятельности.
В узком смысле слова термин "Т." употребляется для характеристики самоорганизующихся и саморегулирующихся (автономичных) подсистем человеческой деятельности и связанного с ними социокультурного опыта, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти. Поведение социальных субъектов, организуемое и регулируемое с помощью Т., не предполагает формулирование и экспликацию целей действующими субъектами, его смыслы скрыты (даны) в нем самом. Правомерность традиционных форм действия обосновывается и узаконивается самим фактом их существования в прошлом, а их эффективность оценивается через точность следования принятому образцу. Такой вид Т. можно назвать аутентичной, "первичной", нерефлексивной Т. Она транслируется как непосредственно-практически, через воспроизведение определенных форм действий и следование определенным регламентирующим правилам поведения (ритуал), так и устно через фольклор и мифологию. Все элементы Т. пронизаны символическим содержанием, отсылают к закрепленным в той или иной культуре смыслам и архетипам. Утрата смысловых компонентов в ритуальной форме бытования аутентичной Т. редуцирует ее до уровня обычая как постоянно и массово воспроизводимой формы. Данный вид Т. статично репродуцирует прошлое и способен только к экстенсивному развитию, отбирая элементы социокультурного опыта по закрепленной в данной культуре матрице. Именно о таких Т. идет, как правило, речь, когда говорят о "консервативности", "косности", "неизменности" и т.д. Т. как формы фиксации и механизме передачи культурных содержаний. Уже в древневосточных, а особенно в античном обществах Т. приобретает свою превращенную форму, рефлексируясь и рационализируясь в рамках профессионально создаваемой культуры. Здесь она фиксируется в определенных текстах, получает письменно-знаковое выражение. Пройдя такого рода обработку, Т. вновь возвращается в пласт реального поведения и может вполне осознанно поддерживаться и трансформироваться действующими субъектами. Причем это возвращение носит существенно различный характер в зависимости от агентов, которым адресована Т. Она может быть социализирована в деятельности как "потребителей", так и "творцов" культуры. В последнем случае порождаются такие ее специфические виды как, например, авторская Т., а также вырабатываются Т. работы с письменно-знаково оформленными фрагментами социокультурного опыта. Именно в этих случаях можно говорить о неаутентичных, "вторичных", рефлексивных Т. Совокупность "первичных" и "вторичных" Т. конституирует понятие Т. в широком смысле слова. Оба эти вида Т. объединяет их самоорганизующаяся природа, функционирование в режиме автономии, не предполагающем институционализированных форм обеспечения. Различает же прежде всего та или иная степень отрефлексированности "вторичных" Т. и изменения за счет этого их регулятивного потенциала. "Вторичные" Т. способны к интенсивному развитию, предполагают возможность перестройки прошлого через его постоянную переинтерпретацию в деятельной и знаковой формах, осуществляют отбор элементов социокультурного опыта через изменение самих укоренных в культуре матриц. В этом смысле возможность изменения Т. выступает условием ее постоянного воспроизводства и сохранения в социокультурных системах.
Широкое понимание Т. позволяет рассматривать ее как универсальную форму и механизм упорядочивания и структурирования имеющих значение для живущих поколений людей содержаний любой культуры и ее подсистем. Она, обеспечивая преемственность, предполагает, с одной стороны, полагание определенных границ человеческой деятельности, придания ей пространственно-временной устойчивости, известной инерции, а с другой - определенный сдвиг значений в передаваемых содержаниях, т.е. постепенное явное или неявное (нерефлексируемое индивидами) их изменение. Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся Т. или порождает новую Т.
Т. в значительной мере есть то, что удерживает нас в культуре и истории. "Связывая" человека прошлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретроспективного произвола, Т. открывает ему перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого. Особым видом Т. являются так называемые негативные Т., т.е. основанные не на утверждении каких-либо ценностей, а на отрицании неприемлемых для данной культуры или субъектов ценностей. Последние или осуждаются, или запрещаются явно (через табу) или скрыто (через дозволение иного). Негативная Т. строится на основе образца того, как не следует поступать или на что не нужно ориентироваться. Тем самым она оказывается зависимой от своего "противника", а, следовательно, невольно способствует закреплению, сохранению и трансляции тех смыслов и значений, с которыми пытается бороться. Так, борьба с религиозными ересями способствовала сохранению идей, в них проповедовавшихся. Не попадает в поле действия Т. только явно (рефлексивно) или неявно неоцениваемое - ценностно-нейтральное. Оно не замечается, замалчивается и умирает. Утрата ценности в Т. есть прекращение движения, невозможность развития в данном направлении. Связанные с этой ценностью явления выпадают из системы трансляции и как бы перестают существовать, во всяком случае, актуально. Являясь генетически первичной формой упорядочивания и структурирования социокультурного опыта и деятельности социальных объектов, Т. выступает основой для возникновения социокультурных норм. Однако в развитых социальных системах Т. сама может быть рассмотрена как особый тип нормативного регулирования. Если норма предполагает в пределе гетерономные, авторские источники своего происхождения, как бы привносится в массив наличного опыта субъектом извне и поддерживается определенными социальными институтами, то Т. можно трактовать как разновидность автономных по происхождению и неинституализированных норм, что верно, прежде всего, для "первичных" Т. Уже "вторичные" Т., имея производное от субъекта происхождение, но не нуждаясь в институционализации, могут быть рассмотрены как занимающие промежуточную позицию между собственно нормой и собственно Т. Такую же позицию могут занимать и фрагменты Т., подвергшиеся институциализации, например, так называемое обычное право. С другой стороны, собственно нормы, стереотипизируясь и интериоризируясь в деятельности субъектов, утрачивают необходимость в постоянной институциональной поддержке и могут эволюционировать в Т. Регулирование социальных систем главным образом на основе Т. (как правило, "первичной") или собственно инновационной нормы служит (наряду с другими) одним из критериев различения т.н. традиционных и современных обществ. В современных (индустриальных и постиндустриальных) обществах сфера деятельности Т. сужается, среди самих Т. возрастает вес "вторичных" Т. Т. становится предметом ряда интеллектуальных операций с целью обоснования выбираемого будущего поведения через ссылку на авторитет прошлого или, наоборот, предметом критики под лозунгом "освобождения от гнета прошлого". Однако и в этих обществах роль Т. как незаменимого механизма развития культуры сохраняется.
В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.74 кб

Рационалистическая традиция и манипуляция в современной культуре

Фомин Андрей Петрович
Анализ культурной динамики как содержательной стороны социально-исторического процесса позволяет выделить в социальном познании две противоречащих друг другу тенденции: с одной стороны традицию рационализма, а с другой ведущее к и
Читать PDF
94.05 кб

Политическая традиция в контексте политической культуры общества

Сулимин Александр Николаевич
Показано значение традиции в политической культуре общества. Политическая традиция анализируется в качестве элемента политической системы и политической культуры общества, обеспечивающего их целостность.
Читать PDF
98.87 кб

Таджикское общество: традиция и практика многоженства

Касымова София Рахматулоевна
Читать PDF
109.33 кб

Традиция многодетного материнства у таджиков в контексте гендера и времени

Касымова София Рахматулоевна
Читать PDF
172.72 кб

Вотчинное право как традиция в России

Лубский Роман Анатольевич
Вотчинное право рассматривается в статье как российская традиция.
Читать PDF
51.27 кб

Солидаристская традиция в истории социологической теории: О. Конт, Э. Дюркгейм

Батуренко Светлана Алексеевна
В этой статье анализируется проблема социальной солидарности и социального порядка в истории социологической теории. Автор рассматривает методологические подходы, предложенные Дюркгеймом и Контом.
Читать PDF
1.88 мб

Традиция и её роль в кочевом обществе (методологический аспект)

Жаргалсайхан Жамбалдоржийн
Традиция связывает настоящее с прошлым и функционирует как передача жизненного опыта людей от поколения к поколению.
Читать PDF
275.31 кб

Эволюция политических институтов в координатах «Традиция-модернизация»: объяснительная модель в исто

Назарова Вероника Сергеевна
Сделан анализ теории модернизации как распространенной объяснительной модели, ее становления, теоретического оформления и эволюции. Рассмотрена историография понятия модернизации с позиций двух подходов.
Читать PDF
170.18 кб

Структурно функциональные особенности изучения понятий «Стереотип» и «Традиция»

Арсельгов Али Уварович
Культура, являясь качественной характеристикой деятельности социума, включает в себя совокупность образцов человеческого поведения, взаимоотношений людей, традиционных, стереотипных форм, представляющих собой относительно устойчив
Читать PDF
0.00 байт

Культурная традиция и политические коллизии современности

Русанов Виктор Алексеевич
В статье предпринята попытка определения путей социальной стабилизации российского общества посредством политической интеграции различных по культурной традиции, вероисповеданию этносов в политически единый народ при сохранении и
Читать PDF
244.31 кб

Транспоколенная традиция и фидуциарная ассоциация

Ставропольский Юлий Владимирович
Статья посвящена анализу социологической проблемы культурно-символических элементов родового типа коллективности. Т.
Читать PDF
123.33 кб

2004. 04. 003. Эдкинс Л. Рефлексивность: свобода или гендерная традиция? Adkins L. reflexivity: free

Фомичев П. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Модернизация и традиция

Федотова Валентина Гавриловна
В статье анализируется соотношение модернизации и традиции, которое менялось в разные периоды истории.
Читать PDF
550.78 кб

Семья и детство: изменение традиций или традиция изменений?

Бесчасная Альбина Ахметовна
В статье содержится историко-социологический анализ трансформаций, происходящих в семье и в детстве.
Читать PDF
0.00 байт

Традиция и современность: религиозные координаты

Мчедлова Мария Мирановна
В статье рассматриваются проблема соотношения традиции и современности сквозь призму религиозных смыслов, онтологические и идеологические проекции религиозной референции.

Похожие термины:

  • Культурная традиция

    накопленное, исторически унаследованное культурное достояние данного общества. Это понятие может иметь три разных трактовки: 1. В самом широком смысле традицию понимают как все, что было раньше, с
  • Прерванная письменная традиция

    Перерыв в развитии письменности, вызванный экстралингвистическими факторами. Прерванная письменная традиция наблюдается в истории белорусского, украинского, чешского, болгарского, сербского, х
  • УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ

    oral tradition) - аспекты культуры общества, передаваемые устным путем. Некоторые общества (см. Неграмотное общество) могут полагаться только на этот метод документирования своей истории и генеалогии че
  • Этническая традиция

    совокупность стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческих установок, характерных для данного этноса и передаваемых из поколения в пок
  • Европейская образовательная традиция

    традиция развития образования и образовательной политики в рамках культурной европейской традиции, основанной на античном наследии, христианстве, средневековой культуре, рациональных идеях Воз
  • Проамериканская традиция в образовательной политике

    традиция развития образования и образовательной политики рыночно-ориентированного типа в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах, направленная на развитие рынка образовательных услуг,
  • традиция национальная

    national / ethnic tradition. - Многократно повторяющееся, устойчивое, общепринятое общественное явление, вошедшее в повседневную жизнь людей, принадлежащих к определенной этнической общности.
  • Едино-культурная традиция

    (от лат. traditio – передача, предание, установившееся издавна мнение или привычка). Єдино-культурна традиція. Single-culture traditions. Традиционная политика, определяющая содержание и направленность системы о
  • Традиция культуры

    Традиція культури. Tradition of culture. Согласно Л. Гумилеву сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.
  • Африканские традиционные религии

    African traditional religions). Тесно связаны с опред. этнич. группами, более 700 из к-рых проживают к Ю. от Сахары. Хотя их религ. верования отличаются друг от друга в отношении тотемов и культов, существуют и нек-ры
  • Анализ документов традиционный

    это метод качественного анализа, под которым понимаются умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документальных материалах [11.– С.451].
  • ТРАДИЦИОННЫЙ АВТОРИТЕТ

    traditional authority) - см. Легитимный авторитет.
  • Давность письменной традиции

    Социолингвистический показатель, связанный со степенью функциональной развитости языка. В советской социолингвистике выделялись: 1) древнеписьменные языки; 2) старописьменные; 3) младописьменные
  • ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

    англ. action, traditional; нем. Handeln, tradionales. По М. Веберу - субъективно-иррациональное поведение по привычке, а не по смыслу, протекающее по давно принятому образцу.
  • ТРАДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    traditional action) - см. Типы социальной деятельности.
  • Этнические обычаи и традиции

    компоненты психического склада, объективирующие субъективные представления о нормах поведения, передающиеся из поколения в поколение.
  • ТРАДИЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ

    (англ. - ethnic traditions; нем. - ethnische Traditionen) - основные формы коллективного опыта этноса (см.), выраженные в социально организованных стереотипах и воспроизводимые в этносе в целом или в его отдельных значи
  • ГОСПОДСТВО ТРАДИЦИОННОЕ

    англ. authority, traditional; нем. Herrschaft, traditionale. По M. Веберу - тип легитимного господства, обусловленный правами, обычаями, привычками к определенному поведению; основан на вере в законность издревле существ
  • Традиционные государства

    traditional states). Государства, в которых основу производства составляют земледелие и разведение скота. Традиционные государства также часто называют “ранними цивилизациями”.
  • Интернет и традиционные СМИ

    размещение обычных печатных издания, а также материалов теле- и радиокомпаний расширяет привычные возможности традиционной прессы. Наличие того или иного издания в Web-формате, доступ к нему в режи