ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
TRADITIONAL SOCIETY) См.: Примитивное общество.

Источник: Социологический словарь

Традиционное общество
совокупное определение доиндустриального и докапиталистического общественных укладов, для которых характерно преобладание аграрного сектора, опора на традиционные способы социокультурной регуляции и доминирование недемократических форм политической организации социума.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо-культ. регуляции всей жизни, основанном на традиции. См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Традиционное общество
это общество, для которого характерно:
a) естественное разделение и специализация труда (преимущественно — по половому признаку);
b) персонализация межличностного общения (непосредственно индивидов, а не их должностных и социальных статусов);
c) неформальное регулирование взаимодействий, определяемое традициями, неписаными законами религии и морали;
d) “семейный” (кровно-родственный) тип организации общества;
e) примитивная система управления общностью (правление старейшин, наследственная власть).

Источник: Краткий словарь по социологии

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
общество с особым способом регуляции жизни, основанным на сохранении традиций и обычаев, социокультурных устоев жизни. Для традиционного общества характерны: традиционная экономика, преобладание аграрного уклада, стабильность структуры, сословная организация, низкая мобильность, высокая смертность, низкая ожидаемая продолжительность жизни. Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения. В традиционном обществе преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жестко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены –нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Источник: Экономико-социологический словарь.

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
1) понятие, применяемое для обозначения совокупности об-в и обществ, укладов, находящихся на разных ступенях исторического развития (1); 2) доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социокультурной регуляции всей жизни, основанном на традиции (2). О.т. — это прежде всего об-во, воспроизводящее себя на основе традиций. Его характерные черты — доминирование традиции над инновацией, зависимость соц. жизни от мифологических и религиозных представлений, цикличность развития, коллективистский характер об-ва, авторитарный характер власти, преобладание недеятельного типа личности. В последнее время в социол. мысли прослеживается стремление отойти от излишней «технологизации» критериев О.т., учитывать факторы культуры и психологии.
Лит.: 1) Иванов В.М. Общество традиционное // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М., 1998; 2) Общество традиционное // Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках/Ред.-координатор Г.В. Осипов, М., 1998; 3)  Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999; 4) Козловский В.В. и др. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. В.Н. Шевелев

Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001

Традиционное общество
доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое цротивопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии «традиция — современность». Для традиционного типа социальных отнощений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты: невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличностных, внутригруп-повых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность; жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; групповая идентичность и ценностно-нормативные системы, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и соли-дарность (конформизм, патернализм и т. п.). В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту, и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.

Источник: Социология. Словарь по обществознанию

Традиционное общество
общество, в котором человек не мыслит себя вне природы, получает однородную и упорядоченную информацию, требующую однозначного, безукоризненного и точного выполнения множества обрядов, ритуалов и табу, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность. В Т.о. властвуют вековые традиции и обычаи. Такое общество ориентировано на предков и не склонно воспринимать какие бы то ни было инновации. Для Т.о. характерен свой тип культуры, который известнейший американский антрополог Маргарет Мид назвала постфигуративным. Это определение можно перенести и на всё Т.о., в котором «…каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорождённых внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей.… Для того, чтобы сохранить…» такое общество, «…старики были нужны, и не только для того, чтобы иногда вести группы людей на новые места в периоды голода, но и для того, чтобы служить законченным образцом жизни, как она есть.… Ответы на вопросы: «Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь, встречать смерть?» считаются предрешёнными (Мид М., 1988, с. 322-325).

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
докапиталистические (доиндустриальные) обществ, уклады аграрного типа, для к-рых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции. В зап. исторической социологии, социологии развития и модернизации как О. т. рассматриваются и малодифференцированная (общинная, родо-племенная, существующие в рамках «азиатского способа производства») и дифференцированно-гетерогенная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) стадии доиндустриального об-ва, в основном по следующим соображениям: (1) по сходству отношений собственности: в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором — через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности и делает немыслимой «свободную личность», не имеющую какого-то опред. отношения к земле и свободно распоряжающуюся своим трудом по законам рынка; (2) по нек-рым общим особенностям функционирования культуры: громадная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.; (3) по наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже кастовому закреплению. Всем этим смазываются границы между указанными стадиями, но зато достигается теоретическая цель категории О. т.: подчеркнуть отличие всех прочих типов обществ, организации от индустриально-рыночных, капиталистических об-в (Аномия, Модернизации теория, Феодализма концепции, Индустриальное общество). А. Д. Ковалев

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
traditional society) - не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изменяющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. Проблемами, связанными с применением термина, являются: (а) он употреблялся для описания широкого разнообразия обществ, в действительности заметно отличавшихся друг от друга (см. Аграрное общество; Племенное общество; Древнее общество Феодальное общество); (б) хотя темпы социального изменения в таких обществах медленнее, чем в индустриальных, было бы ошибочно полагать, будто никаких изменений не происходит вовсе; (в) он получил хождение в социологии, когда систематическое знание не индустриальных обществ было еще слабым; (г) он связан с теорией модернизации, которая подверглась критике за проведение сверхупрощенного контраста между традиционным и современным; (д) сверхупрощения, содержащиеся в термине, приводят либо к романтизированному, либо к уничижительному изображению
таких обществ. Пример сомнительного употребления термина дают ученые, когда доказывают, что современное японское общество отличается от западноевропейского более сильными пережитками традиционного общества в Японии. Это игнорирует факты, что все общества в их нынешних социальных обустройствах несут характерные черты своего прошлого, ни одно из них не испытывало полного разрыва между так называемым традиционным и современным, такие черты прошлого могут быть более разительны для западных наблюлателей по причине незнания, добавляя тем самым европоцентричность к списку проблем. Далее, в 19-м столетии в политических целях и ради учреждения национальной идентичности государство решило активно продвигать то, что считалось аспектами традиционной Японии. Таким образом, "традиционное", вероятно, было новшеством (см. Хобсбаума и Рейнджер, 1983).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
понятие, обозначающее совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистич. стадиях развития. В основе деления об-в на "традиционное" и "современное", или "индустриальное", лежит апология современного капитализма как "наивысшего" этапа в развитии человечества. Проблема О.т. в этом смысле понимается как проблема "модернизации" его структур, т. е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к "зап. цивилизации". О противоположности "традиционного" и "современного" об-в в той или иной степени писали все крупнейшие зап. социологи - О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер; разработка проблем О.т. в современной социологии связана с именами Р. Редфилда, М. Леви, У. Ростоу, Д. Эптера, С. Эйзенштадта и Ф. Риггса. В своей классич. форме теории О.т. опирались на ярко выраженную дихотомию "примитивного" и "развитого" об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в основном с уровнем технологии. В частности, У. Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать технич. новшества, в к-рых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М. Леви связывает существование О.т. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. Кризис прежних теорий О.т. привел к некрой модернизации установок теоретиков "модернизации", заставив их пересмотреть свои позиции по вопросу о "гомогенности" О.т. В настоящее время ведущими теориями О.т. являются теории "многомерных моделей" Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания "цивилизаторской миссии" зап. технологии, признание неоднородности О.т., стремление найти новые критерии оценки "развитости" об-ва, в т. ч. учесть "человеческие", в основном психологич., факторы. Развитием классич. теорий О.т. являются также различн. теории "плюралистических" О.т., характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное об-во, а также теория "патримониального об-ва" С. Эйзенштадта, описывающая О.т., в к-ром старые формы жизни разрушены, а новые соц.-политич. структуры пока не сложились. Лит.: Эволюция восточных обществ сим о и современного. М" 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: 1985. В.М. Иванов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию "неолитической революции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "доиндустриальными" и "индустриальными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики пред-индустриальной стадии развития используется более адекватная, нежели понятие "Т.О.", терминология - "аграрное", "аграрно-письменное общество" и т.д.
П.В. Терешкович

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
47.18 кб

Аутодеструкция в традиционных обществах

Лысак И. В.
Читать PDF
111.93 кб

Гендерные стереотипы в традиционном обществе

Шаожева Наталия Анатольевна
Статья посвящена анализу гендерных стереотипов в традиционном обществе, и раскрываются они именно через исторический анализ становления общества и определения факторов, исходных для рассмотрения мужчины и женщины в определенной оп
Читать PDF
412.56 кб

Завершение инициации в традиционных обществах

Капишин Александр Евгеньевич
В статье описаны особенности завершения инициации противоположного первоначальному способа существования инициируемого, который превратился из жертвы в совершающего жертву.
Читать PDF
147.06 кб

Традиционное общество народов Центральной Азии

Абаев Николай Вячеславович
Рец. на: Фельдман В. Р. Традиционное общество народов Центральной Азии: пространственно-временные характеристики, механизмы организации и самоорганизации. Кызыл, 2009.
Читать PDF
385.99 кб

Роль традиционных религий в гражданском обществе

Шульга Р. Б.
Даются характеристики гражданского общества, рассматриваются цивилизационные основания гражданского общества в России. Разбираются причины и формы участия традиционных религий в развитии и становлении гражданского общества
Читать PDF
321.46 кб

Традиционная семья в современном российском обществе

Гурджиян М.В.
В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе.
Читать PDF
174.44 кб

О понятии «Традиционное общество» в социальных науках

Капишин А. Е.
Статья посвящена рассмотрению понятия «традиционное общество», носящему ознакомительный, предельно общий характер.
Читать PDF
98.20 кб

Социальная норма в традиционном и современном обществе

Добрин Кирилл Юрьевич
Рассматриваются исторические особенности понимания социальной нормы. Выявляются противоречия и девиации социальной нормы в современный период.
Читать PDF
1.44 мб

Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе

Булгакова С.А.
В статье рассматриваются понятие «семья», актуальные проблемы формирования семьи в современном обществе. Автор ставит проблему влияния кризиса семейных ценностей на развитие общества.
Читать PDF
118.79 кб

Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ

Орлова Екатерина Игоревна
Анализируется становление военного сословия в традиционных обществах и исследуется проблема культурных универсалий на примере средневекового рыцарства.
Читать PDF
669.63 кб

Влияние традиционной культуры Китая на современное общество

Хун Цзоу
В статье исследуется комплекс традиционных философских идей конфуцианства и даосизма в Древнем Китае. Автор анализирует также сохранившиеся до наших дней традиционные культуру и искусство, их сущность и дух.
Читать PDF
439.34 кб

Морфология социального пространства в традиционном обществе

Дугин Александр Гельевич
Статья анализирует морфологию сакрального пространства в архаических и религиозных обществах. Исследуется социологическая роль пространства и ее влияние на социальные структуры и процессы.
Читать PDF
91.88 кб

Традиционная религиозность в условиях модернизации общества

Николаев Эдуард Афанасьевич
В статье рассматривается проблема редукции традиционной религиозности в условиях модернизации обществ.
Читать PDF
237.95 кб

Традиционное общественное сознание и социальная коммуникация

Вальдман Игорь Александрович
Статья посвящена выявлению особенностей социальной коммуникации в традиционных обществах.
Читать PDF
93.83 кб

Статика и динамика политической жизни традиционного общества

Халюзин Владимир Анатольевич
The paper analyzes the issues of social statics and social dynamics raised by Auguste Comte, but in the context of political science.