(англ. traditional media, legacy media) Обобщающий термин для носителей и каналов передачи информации, противопоставляемых так называемым новым медиа. Наиболее показательными представителями традиционных СМИ являются печатные газеты и журналы, информационные агентства, радиостанции, эфирные и неэфирные телеканалы (в 1970–1980 гг. на стыке традиционных и новых медиа существовали кабельные и спутниковые телеканалы). Главные критерии, отличающие традиционные СМИ от новых медиа, – строгое разделение на технические типы, ориентация на однонаправленную коммуникацию и пассивную массовую аудиторию, отсутствие технических возможностей для аудитории взаимодействовать с производителями контента или самой творчески (со)участвовать в его создании/развитии, а также (особенно в ситуации с журналистским контентом) принадлежность владельцев и авторов к специализированным, закрытым от «простых» потребителей информации профессиональным корпорациям. Разделение на традиционные СМИ и новые медиа в теории медиа начало широко использоваться еще в «аналоговую эпоху», в 1960‑1970‑е гг. Тогда появление копировальных аппаратов, аудиокассет и пленочных и кассетных магнитофонов, видеокассет и видеомагнитофонов создало новые возможности для представителей аудитории, с одной стороны, выбирать какой, когда (запись) и как (перемотка и т. д.) контент потреблять, а с другой – распространять и трансформировать (например, монтировать) получаемый контент. В современную «цифровую эпоху» понятие традиционных СМИ стало употребляться еще шире по мере усиления в медиа эффектов конвергенции и интерактивности под воздействием мультимедийных новостных редакций, социальных платформ, видео‑/компьютерных игр и проектов виртуальной реальности. Таким образом, традиционными признаются СМИ, не использующие возможности технического взаимопроникновения разных видов медиа и потенциал созидательного (творческого) воздействия представителей аудитории на контент.
Литература Манович Л. Язык новых медиа / пер. Д. Кульчицкой. – М.: АД Маргинем, 2018. Pavlik J., McIntosh S. (2011) Converging Media: A New Introduction to Mass Communication. – NY: Oxford University Press.