Транспорт необщего пользования

Найдено 1 определение
ТРАНСПОРТ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(ведомственный)- комплекс сооружений и технических средств транспорта для обслуживания производственных процессов пр-тий, орг-ций и фирм. Как правило, является частью инфраструктуры пр-тия и обслуживает технологический производственный процесс. Т.н.п. включает порядка 13 тыс. орг-ций. Наряду с выполнением технологических внутризаводских перевозок, важнейшей функцией ведомственного транспорта является обеспечение связи пром-сти с магистральными транспортными коммуникациями. К Т.н.п. относят не только транспорт, выполняющий перевозки в карьерах, угольных шахтах и разрезах, на пром. пр-тиях, но и обслуживающий с.-х. пр-тия, объекты стр-ва и торг., учреждения и орг-ции всех форм собственности внутри данных пр-тий.
По функциональному назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, т.е. обеспечивающий технологию производства и осуществляющий внутрицеховые и внутризаводские перевозки, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива, оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт. В комплекс Т.н.п. также входят: конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо- и гидротранспорт, часто называемые транспортом непрерывного действия. Разветвленную сеть ж.-д. подъездных путей, собственный локомотивный и вагонный парк, ремонтный сервис и парк специализированных автомобилей имеют пр-тия угольной и лесной пром-сти. Авиационные и автомобильные заводы располагают собственным парком самолетов и вертолетов, напр., для доставки комплектующих от пр-тий- смежников. Крупные рыбоперерабатывающие пр-тия имеют на своем балансе морские суда.
Объем перевозок грузов Т.н.п. примерно в 3 раза превышает этот показатель на транспорте общего пользования, но его грузооборот в несколько раз меньше, так как средние расстояния перевозки незначительны (90% перевозок совершается на расстояние 1–5 км). Большая часть перевозок осуществляется с низкими скоростями (5–10 км/ч). Расходы на перевозку ведомственным транспортом в среднем выше, чем магистральным. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта в 2–3 раза ниже, а производительность труда в 3–4 раз выше по сравнению с автомобильным.
Доля времени нахождения вагонов на путях ведомственного транспорта в общем времени оборота вагонов составляет 15– 22%. Условия работы характеризуется значительной спецификой. Напр., ж.-д. ведомственный транспорт в карьерах работает на крутых уклонах и на временных путях. Пути характеризуются большим числом криволинейных участков с малым радиусом (100 м и менее). Применяются в основном тепловозы, но в шахтах и на некоторых открытых разработках горно-обогатительных комбинатов используются электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров созданы специальные электропоезда. Широко используются гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы и электровозы. Для перевозок применяют специализированный подвижной состав, напр., чугуновозы для жидкого металла, шлаковозы для расплавленного шлака и др. Специализированный подвижной состав составляет более 70%.
Автомобильный транспорт представлен, прежде всего, самосвалами большой и особо большой грузоподъемности. Широко применяются специализированные автотранспортные средства, такие как шлаковозы, портальные автомобили- самопогрузчики для перевозки и обработки контейнеров и поддонов. Используются и другие типы универсальных и специализированных автомобилей. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности дорожного покрытия предъявляют дополнительные требования. Внутризаводские и карьерные дороги являются частью технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса пр-тия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции. Специальные виды ведомственного транспорта могут быть стационарными, передвижными и переносными, на магнитной подвеске, воздушной подушке, с волновым движителем и др. Особенностью их являются узкая специализация по виду перемещаемого груза. Издержки на транспортировку грузов при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта.
Гл. направлением развития специального транспорта считается развитие конвейерных систем, которые характеризуются высокой производительностью труда. Транспортный процесс и перегрузочные работы как правило, полностью меха- низированы. Напр., при использовании трубопроводного гидравлического транспорта исключаются перегрузочные работы, а транспортно-технологи- ческий процесс становится непрерывным. Производственный процесс данного вида транспорта отличается экологической чистотой, так как отсутствуют пылеобразование и практически устраняются потери грузов. Трубопровод стремятся положить по кратчайшему расстоянию и полностью автоматизировать работы, это позволяет также экономить производственные площади. Трубопроводный пневмотранспорт используется для перевозки контейнеров и вагонеток на расстояния от 10 до 30–50 км при стационарных пунктах погрузки- выгрузки. При объемах перевозки 1 млн т в год и расстояниях перевозки 25 км производительность его выше, чем конвейерного и канатно-подвесного. При использовании канатно-подвесного транспорта груз размещают в вагонетках. Преимущество этого вида транспорта заключается в том, что он не значительно зависит от рельефа местности, так как строится на опорах, мало зависит от атмосферных условий и позволяет полностью автоматизировать весь процесс транспортировки. Лифты используются для транспортировки грузов и пассажиров, напр. в метро, а также в гостиницах и других учреждениях. Тенденции развития ведомственного транспорта в основном совпадают с тенденциями развития аналогичных видов магистрального транспорта. Так, для ж.-д. транспорта характерны следующие направления развития: увеличение доли электрифицированных дорог, повышение грузоподъемности транспортных средств, увеличение доли и расширение номенклатуры специализированного парка вагонов, автоматизация производственных процессов и т. д.
Автоматизация технологических процессов, как показывает зарубежный и отечественный опыт, уменьшает общее время транспортировки на 25% и повышает пропускную способность на 10–30%. Сфера применения того или иного вида Т.н.п. определяется прежде всего номенклатурой грузов, мощностью грузопотоков и дальностью перевозок. Так, уголь, железорудный концентрат, песок, щебень, песчано-гравийная смесь и другие массовые навалочные грузы могут перевозиться практически любыми видами ведомственного транспорта; сырая руда, агломерат, мелкая сортировочная руда- конвейерным, канатноподвесным и частично пневмотранспортом. Ж.-д. и автомобильный транспорт применяются для перевозки всех родов грузов; пневмотранспорт использется при перевозке бытовых отходов, песка, гравия и других насыпных грузов; гидравлический — при перевозке насыпных грузов, в т.ч. глины, угля, мела, и т. п.; монорельсовым подвесным транспортом перевозят длинномеры и тарные грузы.
В условиях рынка около 500 орг-ций ведомственного транспорта вышли из состава осн. произ-в и стали самостоятельными структурами, выполняющими для пр-тий подачу и уборку вагонов, формирование, расформирование и сортировку вагонов, технологические перевозки, погрузочно- разгрузочные и складские операции, а также транспортно-экспеди-торские и другие услуги. Значительный объем транспортных и соответствующих услуг предоставляется ими также другим субъектам рынка.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.4. Экономическая статистика