ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
англ. training, social-psychological; нем. Training, sozialpsychologisches. Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Т. с.-п. направлен на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Тренинг социально-психологический
область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении; базовые методы – групповая дискуссия и ролевая игра в различных сочетаниях и модификациях. Общая цель тренинга конкретизируется в следующих задачах: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
- развитие способностей адекватного и полного познания себя и других людей;
- развитие и коррекция системы отношений личности.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Социально-психологический тренинг
психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников [А. С. Прутченков, 1996]. Во время занятий происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим.
Самовоспитание личности осуществляется по следующим направлениям: восприятие себя через соотнесение с другими (возможность идентификации и сопоставления); восприятие себя через восприятие другими (позволяет узнать мнение окружающих); восприятие себя через результаты деятельности (закрепляет мнение о своих возможностях); восприятие себя через оценку внешнего облика (помогает принять себя).
Цели социально-психологического тренинга: первая – повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; вторая – формирование активной социальной позиции и развитие способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих; третья – повышение общего уровня психологической культуры. Эти общие цели реализуются в частных задачах, таких как диагностика и коррекция личностных качеств, снятие коммуникативных барьеров и др. См. также Социальная услуга, Социально-психологические услуги.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ (ТСП)
вид интенсивного обучения с практическим уклоном; совокупность методов организации группового взаимодействия с целью развития личности и усовершенствования групповых отношений; сфера практической психологии. ТСП ориентирован на развитие у индивида компетентности в социальном общении. Общая цель конкретизирована в таких задачах: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения, в частности для решения конфликтных ситуаций; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способностей к адекватному и полному познанию себя и других; коррекция и развитие системы отношений личности, создание благоприятного психологического климата в группах, а также повышение социально-психологической компетентности. ТСП базируется на определенных принципах: активном участии каждого, что предполагает самостоятельную отработку навыков общения; обеспечение результативности; учет личного опыта каждого. Используют групповые методы работы: дискуссии, групповые игры, ролевой тренинг, видеотренинг, метод психодрамы, тренинг социально-перцептивный, делового общения и т.д. Основы теории и практики ТСП были разработаны американским психологом К. Роджерсом и базировались на идеях «гуманистической психологии», «самоактуализирующейся личности». Эту идею – самоусовершенствования личности – осуществляют за счет развития групповых отношений и создания особенной ситуации доверительного общения, в которой происходит осознание себя и других, обмен чувствами, восприятием друг друга. К. Роджерс создал свою концепцию, опираясь на труды немецкого психолога К. Левина, предложив две формы ТСП: группы интенсивного общения и группы «организационного развития».

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с.-п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. В группах Т.с.-п. вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различн. условиях и разных группах. Т.с.-п. проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными группами людей, связанными производственными или иными устойчивыми отношениями. В последнем случае нередко ставится задача улучшения соц.-психологич. климата в группе. Основы теории и практики Т.с.-п. были разработаны амер. психологом К. Роджерсом и базировались на идеях "гуманистич. психологии", в основном на идее "самоактуализирующейся личности". Эта идея заключается в том, что самосовершенствование личности осуществляется за счет развития групповых отношений и создания особой ситуации доверительного общения, в к-рой происходит осознание себя и др., обмен взаимоощущениями, восприятием друг друга. Роджерс строил свою концепцию, опираясь на работы нем. психолога К. Левина по "групповой динамике" (Левину принадлежит идея тренинг-групп). Роджерс предложил две формы Т.с.-п.: 1) группы интенсивного общения (группы встреч и тренинг сензитивности) и 2) группы "организационного развития". В России в качестве основных методов Т.с.-п. используются ролевые игры и групповая дискуссия. Т.с.-п. может включаться в инновационные игры и в практич. деловые игры в качестве одного из методов группо-образования, разрешения конфликтных ситуаций и создания благоприятного психологич. климата в группах; используется в обучении руководителей, а также всех специалистов, работающих с людьми (учителей, работников сферы обслуживания и т. п.) с целью повышения соц.-психологич. компетентности. Лит.: Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии//Вопр. психологии. 1982, № 2; Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982; Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического поведения//Психол. журнал. 1984. Т. 5, № 4; Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989; Modern theory and method in group training. N.Y., 1972; Rogers С Encounter groups. L., 1975. Е.И. Усенко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия