Третий возраст
Третий возраст
обозначение для лиц старше принятого пенсионного возраста. Иногда употребляется для людей 65 лет и старше.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Третий возраст
Обозначение возрастного периода, наступающего по достижении пенсионного возраста. К «Т.В.», как правило, относят людей, сохраняющих способность поддерживать свою функциональную независимость. «Т.В.» имеет свои особенности, внутреннюю дифференциацию, заданную образом и условиями жизни, состоянием здоровья, прежним положением в обществе и т.д. Данная группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением.
ВОЗРАСТ ТРЕТИЙ
Стратификация В.т.: “молодые старые” — 65–74 года; “старые старые” — 75–84 года; “самые старые” — от 85 лет и старше. Демографическая старость считается: подвижной — при доле лиц старше 60 лет в общей структуре населения от 12 до 14%; стабильной — при доле лиц этого возраста от 15 до 19%; сенильной депопуляцией — свыше 20%.
Суженное воспроизводство населения — ситуация, при которой родившихся детей уже недостаточно для количественного замещения родительского поколения. Индекс старения — соотношение между числом молодых людей в возрасте от 19 лет и лиц старше 60 лет. Демографическая нагрузка определяется как отношение количества детей и стариков к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. Нулевой рост — отсутствие прироста населения.
В соответствии со шкалой Дж. Сандберга, большое значение имеют изменения в трех основных возрастных группах: 0–19 лет; 20–59 лет; 60 лет и старше.
Демографическая старость наступает тогда, когда доля лиц, относящихся к первой группе, ниже 30%, а доля лиц, соответствующих третьей группе, превышает 15%. Следовательно, основным показателем демографического старения общества является численность групп населения в возрасте до 19 лет и старше 60 лет.
В процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы (показатели “демографического старения” по Эдварду Россету):
1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%;
2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8–10%;
3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10–12%;
4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.
Условно выделяются четыре группы проблем, обусловленных старением современного общества.
1. Демографические и макроэкономические последствия, которые затрагивают такие характеристики, как:
— показатель рождаемости;
— продолжительность жизни (особенно верхние пределы долгожительства);
— распределение материальных ресурсов между представителями разных поколений;
— уровень производительности труда;
— ответственность за обеспечение качества жизни пожилых людей — пенсионеров.
2. Изменения в сфере социальных отношений:
— в структуре семейно-родственных отношений;
— в системе взаимоподдержки разных поколений; — в характере выбора будущих профессий; — в структуре потенциальной занятости.
3. Изменение демографической структуры отражается на рынке труда:
— изменяется соотношение между умственным и физическим трудом;
— возникает необходимость переквалификации людей в пожилом возрасте;
— трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности и к проблеме выхода на пенсию;
— встает вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
— изменяются пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин среди пожилых людей значительно больше, чем мужчин;
— повышаются возрастные границы выхода на пенсию; — требуются новые подходы к решению проблем безработных.
4. Изменяются функциональные способности и состояние здоровья пожилых людей, что повлечет последствия для социальных служб:
— расширяются возможности пожилых людей в овладении новыми профессиональными знаниями;
— пожилые люди становятся необходимым ресурсом для рынка труда;
— изменяются потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
— потребуется более высокая интенсивность, эффективность и результативность медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Образование в “третьем” возрасте. Цель — наиболее эффективная адаптация пожилых людей к изменяющимся социально-экономическим условиям, профилактика старения, выявление и реализация индивидуальных ресурсов личности пожилого человека.
Образование в пожилом возрасте не ориентировано на получение профессии или на обеспечение лучшего трудоустройства. Его основная задача — личностное развитие, социальная адаптация и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции.
Образование в “третьем” возрасте в России:
— способствует более активной интеграции пожилых людей в политическую, социальную и экономическую жизнь страны;
— содействует повышению качества жизни пожилых людей;
— удовлетворяет спрос на образовательные услуги высокого интеллектуального качества.
Особенность современного образования лиц “третьего” возраста в России состоит в том, что оно осуществляется в клубах, кружках по интересам, функционирующих на базе учреждений социального обслуживания населения. Такое образование имеет значительный диапазон направлений как в городе, так и на селе. Организаторами работы в сфере образования пожилых выступают также народные университеты, университеты “третьего” возраста, филиалы организации общества “Знание”, учебные заведения профессионального образования.
Клубы для пожилых людей. Цель — предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительных потребностей, пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения предлагают пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовывают их отдых и развлечения.
Типы клубов:
— клубы по месту работы (при заводах и фабриках); организуются для пенсионеров — бывших работников предприятий;
— территориальные клубы (по месту жительства); организуются в рамках местных домов культуры, в библиотеках, кафе, центрах социального обслуживания населения, при органах местного самоуправления в сельской местности.
Адаптация к старости зависит от общей установки пожилого человека. Английский психолог Деннис Бэзил Бромли (Bromley) определяет пять установок и, соответственно, пять типов адаптации:
1. Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими. Он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении других. Принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру. Оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимости. Присуща инвалидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных устремлений и легко оставляют профессию. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и страхов.
3. Защитная установка. Характеризует людей самодостаточных, обладающих “психологической броней”, чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебности. Присуща “разгневанным старикам”, которые агрессивны, мнительны и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению. Они нереалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с возрастными издержками, бунтуют против смерти, страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя. Характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается как освобождение от страданий.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Россет Эдвард. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981; Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб.: Алетейя, 2006; Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. 6-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010; Bromley Dennis Basil. The Psychology of Human Ageing. 2 ed. repr. Harmondsworth: Penguin Books, 1975.
Суженное воспроизводство населения — ситуация, при которой родившихся детей уже недостаточно для количественного замещения родительского поколения. Индекс старения — соотношение между числом молодых людей в возрасте от 19 лет и лиц старше 60 лет. Демографическая нагрузка определяется как отношение количества детей и стариков к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. Нулевой рост — отсутствие прироста населения.
В соответствии со шкалой Дж. Сандберга, большое значение имеют изменения в трех основных возрастных группах: 0–19 лет; 20–59 лет; 60 лет и старше.
Демографическая старость наступает тогда, когда доля лиц, относящихся к первой группе, ниже 30%, а доля лиц, соответствующих третьей группе, превышает 15%. Следовательно, основным показателем демографического старения общества является численность групп населения в возрасте до 19 лет и старше 60 лет.
В процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы (показатели “демографического старения” по Эдварду Россету):
1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%;
2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8–10%;
3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10–12%;
4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.
Условно выделяются четыре группы проблем, обусловленных старением современного общества.
1. Демографические и макроэкономические последствия, которые затрагивают такие характеристики, как:
— показатель рождаемости;
— продолжительность жизни (особенно верхние пределы долгожительства);
— распределение материальных ресурсов между представителями разных поколений;
— уровень производительности труда;
— ответственность за обеспечение качества жизни пожилых людей — пенсионеров.
2. Изменения в сфере социальных отношений:
— в структуре семейно-родственных отношений;
— в системе взаимоподдержки разных поколений; — в характере выбора будущих профессий; — в структуре потенциальной занятости.
3. Изменение демографической структуры отражается на рынке труда:
— изменяется соотношение между умственным и физическим трудом;
— возникает необходимость переквалификации людей в пожилом возрасте;
— трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности и к проблеме выхода на пенсию;
— встает вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
— изменяются пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин среди пожилых людей значительно больше, чем мужчин;
— повышаются возрастные границы выхода на пенсию; — требуются новые подходы к решению проблем безработных.
4. Изменяются функциональные способности и состояние здоровья пожилых людей, что повлечет последствия для социальных служб:
— расширяются возможности пожилых людей в овладении новыми профессиональными знаниями;
— пожилые люди становятся необходимым ресурсом для рынка труда;
— изменяются потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
— потребуется более высокая интенсивность, эффективность и результативность медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Образование в “третьем” возрасте. Цель — наиболее эффективная адаптация пожилых людей к изменяющимся социально-экономическим условиям, профилактика старения, выявление и реализация индивидуальных ресурсов личности пожилого человека.
Образование в пожилом возрасте не ориентировано на получение профессии или на обеспечение лучшего трудоустройства. Его основная задача — личностное развитие, социальная адаптация и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции.
Образование в “третьем” возрасте в России:
— способствует более активной интеграции пожилых людей в политическую, социальную и экономическую жизнь страны;
— содействует повышению качества жизни пожилых людей;
— удовлетворяет спрос на образовательные услуги высокого интеллектуального качества.
Особенность современного образования лиц “третьего” возраста в России состоит в том, что оно осуществляется в клубах, кружках по интересам, функционирующих на базе учреждений социального обслуживания населения. Такое образование имеет значительный диапазон направлений как в городе, так и на селе. Организаторами работы в сфере образования пожилых выступают также народные университеты, университеты “третьего” возраста, филиалы организации общества “Знание”, учебные заведения профессионального образования.
Клубы для пожилых людей. Цель — предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительных потребностей, пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения предлагают пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовывают их отдых и развлечения.
Типы клубов:
— клубы по месту работы (при заводах и фабриках); организуются для пенсионеров — бывших работников предприятий;
— территориальные клубы (по месту жительства); организуются в рамках местных домов культуры, в библиотеках, кафе, центрах социального обслуживания населения, при органах местного самоуправления в сельской местности.
Адаптация к старости зависит от общей установки пожилого человека. Английский психолог Деннис Бэзил Бромли (Bromley) определяет пять установок и, соответственно, пять типов адаптации:
1. Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими. Он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении других. Принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру. Оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимости. Присуща инвалидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных устремлений и легко оставляют профессию. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и страхов.
3. Защитная установка. Характеризует людей самодостаточных, обладающих “психологической броней”, чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебности. Присуща “разгневанным старикам”, которые агрессивны, мнительны и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению. Они нереалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с возрастными издержками, бунтуют против смерти, страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя. Характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается как освобождение от страданий.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Россет Эдвард. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981; Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб.: Алетейя, 2006; Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. 6-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010; Bromley Dennis Basil. The Psychology of Human Ageing. 2 ed. repr. Harmondsworth: Penguin Books, 1975.