Третий возраст

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Третий возраст
обозначение для лиц старше принятого пенсионного возраста. Иногда употребляется для людей 65 лет и старше.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

Третий возраст
Обозначение возрастного периода, наступающего по достижении пенсионного возраста. К «Т.В.», как правило, относят людей, сохраняющих способность поддерживать свою функциональную независимость. «Т.В.» имеет свои особенности, внутреннюю дифференциацию, заданную образом и условиями жизни, состоянием здоровья, прежним положением в обществе и т.д. Данная группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

ВОЗРАСТ ТРЕТИЙ
Стратификация В.т.: “молодые старые” — 65–74 года; “старые старые” — 75–84 года; “самые старые” — от 85 лет и старше. Демографическая старость считается: подвижной — при доле лиц старше 60 лет в общей структуре населения от 12 до 14%; стабильной — при доле лиц этого возраста от 15 до 19%; сенильной депопуляцией — свыше 20%.
Суженное воспроизводство населения — ситуация, при которой родившихся детей уже недостаточно для количественного замещения родительского поколения. Индекс старения — соотношение между числом молодых людей в возрасте от 19 лет и лиц старше 60 лет. Демографическая нагрузка определяется как отношение количества детей и стариков к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. Нулевой рост — отсутствие прироста населения.
В соответствии со шкалой Дж. Сандберга, большое значение имеют изменения в трех основных возрастных группах: 0–19 лет; 20–59 лет; 60 лет и старше.
Демографическая старость наступает тогда, когда доля лиц, относящихся к первой группе, ниже 30%, а доля лиц, соответствующих третьей группе, превышает 15%. Следовательно, основным показателем демографического старения общества является численность групп населения в возрасте до 19 лет и старше 60 лет.
В процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы (показатели “демографического старения” по Эдварду Россету):
1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%;
2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8–10%;
3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10–12%;
4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.
Условно выделяются четыре группы проблем, обусловленных старением современного общества.
1. Демографические и макроэкономические последствия, которые затрагивают такие характеристики, как:
— показатель рождаемости;
— продолжительность жизни (особенно верхние пределы долгожительства);
— распределение материальных ресурсов между представителями разных поколений;
— уровень производительности труда;
— ответственность за обеспечение качества жизни пожилых людей — пенсионеров.
2. Изменения в сфере социальных отношений:
— в структуре семейно-родственных отношений;
— в системе взаимоподдержки разных поколений; — в характере выбора будущих профессий; — в структуре потенциальной занятости.
3. Изменение демографической структуры отражается на рынке труда:
— изменяется соотношение между умственным и физическим трудом;
— возникает необходимость переквалификации людей в пожилом возрасте;
— трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности и к проблеме выхода на пенсию;
— встает вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
— изменяются пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин среди пожилых людей значительно больше, чем мужчин;
— повышаются возрастные границы выхода на пенсию; — требуются новые подходы к решению проблем безработных.
4. Изменяются функциональные способности и состояние здоровья пожилых людей, что повлечет последствия для социальных служб:
— расширяются возможности пожилых людей в овладении новыми профессиональными знаниями;
— пожилые люди становятся необходимым ресурсом для рынка труда;
— изменяются потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
— потребуется более высокая интенсивность, эффективность и результативность медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Образование в “третьем” возрасте. Цель — наиболее эффективная адаптация пожилых людей к изменяющимся социально-экономическим условиям, профилактика старения, выявление и реализация индивидуальных ресурсов личности пожилого человека.
Образование в пожилом возрасте не ориентировано на получение профессии или на обеспечение лучшего трудоустройства. Его основная задача — личностное развитие, социальная адаптация и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции.
Образование в “третьем” возрасте в России:
— способствует более активной интеграции пожилых людей в политическую, социальную и экономическую жизнь страны;
— содействует повышению качества жизни пожилых людей;
— удовлетворяет спрос на образовательные услуги высокого интеллектуального качества.
Особенность современного образования лиц “третьего” возраста в России состоит в том, что оно осуществляется в клубах, кружках по интересам, функционирующих на базе учреждений социального обслуживания населения. Такое образование имеет значительный диапазон направлений как в городе, так и на селе. Организаторами работы в сфере образования пожилых выступают также народные университеты, университеты “третьего” возраста, филиалы организации общества “Знание”, учебные заведения профессионального образования.
Клубы для пожилых людей. Цель — предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительных потребностей, пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения предлагают пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовывают их отдых и развлечения.
Типы клубов:
— клубы по месту работы (при заводах и фабриках); организуются для пенсионеров — бывших работников предприятий;
— территориальные клубы (по месту жительства); организуются в рамках местных домов культуры, в библиотеках, кафе, центрах социального обслуживания населения, при органах местного самоуправления в сельской местности.
Адаптация к старости зависит от общей установки пожилого человека. Английский психолог Деннис Бэзил Бромли (Bromley) определяет пять установок и, соответственно, пять типов адаптации:
1. Конструктивная установка. Человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими. Он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимости в отношении других. Принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру. Оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.
2. Установка зависимости. Присуща инвалидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных устремлений и легко оставляют профессию. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и страхов.
3. Защитная установка. Характеризует людей самодостаточных, обладающих “психологической броней”, чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.
4. Установка враждебности. Присуща “разгневанным старикам”, которые агрессивны, мнительны и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению. Они нереалистичны в своем восприятии старости, не могут смириться с возрастными издержками, бунтуют против смерти, страшатся ее.
5. Установка враждебности, направленная на самого себя. Характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается как освобождение от страданий.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Россет Эдвард. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981; Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб.: Алетейя, 2006; Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. 6-е изд. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2010; Bromley Dennis Basil. The Psychology of Human Ageing. 2 ed. repr. Harmondsworth: Penguin Books, 1975.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
332.11 кб

Педагогика третьего возраста

Левинтов А. Е., Шалашова М. М.
Получение образования в категории людей третьего возраста отвечает современным вызовам и мировой практике Lifelong Education (LLE), образования в течение всей жизни.
Читать PDF
235.34 кб

Университеты третьего возраста в Польше

Робак Владимир Евгеньевич
В статье описана история становления университетов третьего возраста (УТВ), принципы и особенности их функционирования в Польше. Проанализированы цели и задачи деятельности этих учреждений, их социальные функции.
Читать PDF
426.89 кб

ОБРАЗОВАНИЕ В "ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ" В РОССИИ

Джуринский А.Н.
Введение.
Читать PDF
633.37 кб

Университет третьего возраста в Стокгольме

Дальстрём Катерина
Читать PDF
96.94 кб

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ОСУЖДЕННЫХ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Темаев Т.В., Лукин Е.Е.
Читать PDF
157.64 кб

Развод в третьем возрасте: социологический анализ

Исаева Светлана Андреевна
В статье рассматривается понятие «семейный капитал» применительно к разводам в пожилом возрасте. Выделяются основные причины разводов в третьем возрасте.
Читать PDF
921.67 кб

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА"

Паращукова Анастасия Сергеевна
Данная статья характеризует и описывает теоретические аспекты вопроса о роли образования в жизни людей «третьего возраста».
Читать PDF
4.46 мб

Мотивы учения студентов "университета третьего возраста"

Ванюхина Надежда Владимировна
В связи с увеличением в развитых странах числа людей пожилого возраста возрастает актуальность их обучения.
Читать PDF
919.67 кб

Музыкальное образование в «Университете третьего возраста»

Неделка Михал
Обучение пожилых людей представляет собой тот слой образования, которому вузы должны уделять всё больше внимания. Пожилой человек сегодня -это человек активный, требующий импульсов для развития собственных знаний и умений.
Читать PDF
161.91 кб

Люди "третьего возраста" в их движении от экрана к монитору

Сергеева О.В.
Статья посвящена теме пожилых людей и новых информационных технологий. Здесь просматривается идеология эйджизма техноэйджизм, дискриминация по возрасту в сфере распространения новых технологий.
Читать PDF
711.31 кб

Старение населения и уровень жизни населения третьего возраста

Зорина Е.Н.
Рассмотрена специфика постарения населения России. Дана оценка уровня жизни пожилых людей.
Читать PDF
1.20 мб

Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста

Борисов Георгий Игоревич
Статья посвящена рассмотрению психологических характеристик пожилых людей, относящихся к категории третьего возраста.
Читать PDF
410.44 кб

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ В "ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ" КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Меднис Наталья Вольдэмаровна
В статье рассматриваются различные аспекты мироощущения в период «третьего возраста».
Читать PDF
173.94 кб

Механизмы социальной идентификации представителей третьего возраста

Елютина Марина Эдуардовна, Кац Юлия Владимировна
Статья посвящена интерпретации социокультурных кодов в возрастном плане.
Читать PDF
69.05 кб

Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема

Згурская Елена Николаевна
В статье рассматриваются проблемы людей третьего возраста в социально-культурном контексте. Анализируются социальные, психофизиологические и культурно-досуговые аспекты жизни пожилых людей.