это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.
Трипартизм
Трипартизм
Источник: Экономика и социология труда
Трипартизм
система отношений работодателей, профсоюзов и государства в сфере трудовых отношений. Обязательными условиями взаимодействия трех сторон являются: добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров в рамках существующих законов и согласованных правил.
Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014
Трипартизм
лат. tripartitus – состоящий их трех частей) – принцип регулирования трудовых и связанных с ними экономических отношений, основывающийся на равноправном взаимодействии, сотрудничестве представителей наемных работников, органов государственной власти и представителей предпринимателей, работодателей. Принцип Т. используется практически всеми социальными государствами для решения основных общественно значимых проблем регулирования социально-трудовых отношений (выработка и реализация социальной политики государства, направленной на решение задач занятости населения, роста оплаты и улучшения условий труда, социальной защиты работников, поддержки отечественной социальной экономики, предпринимательства и др.), обязательно участвуют вышеперечисленные три стороны социально-трудовых отношений.
В материалах симпозиума «Проблемы реализации трипартизма в Европе» (Брюссель, 1992 г.) отмечается, что «Т. представляет собой переход к социальным отношениям на основе принципов политической демократии и рыночной экономики, особенно принципов свободы, плюрализма и участия заинтересованных лиц в принятии затрагивающих их решений».
Т. имеет различные формы реализации – заключение различного рода и уровня трехсторонних соглашений, проведение взаимных консультаций между его сторонами, обмен информацией по интересующим вопросам, принятие совместных решений, документов и др. Теория и практика Т. отражена в документах и практической деятельности Международной организации труда.
В материалах симпозиума «Проблемы реализации трипартизма в Европе» (Брюссель, 1992 г.) отмечается, что «Т. представляет собой переход к социальным отношениям на основе принципов политической демократии и рыночной экономики, особенно принципов свободы, плюрализма и участия заинтересованных лиц в принятии затрагивающих их решений».
Т. имеет различные формы реализации – заключение различного рода и уровня трехсторонних соглашений, проведение взаимных консультаций между его сторонами, обмен информацией по интересующим вопросам, принятие совместных решений, документов и др. Теория и практика Т. отражена в документах и практической деятельности Международной организации труда.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
ТРИПАРТИЗМ
сотрудничество, взаимодействие трех субъектов социально-трудовых отношений — профсоюзов, предпринимателей и органов государственной власти.
Принцип Т. утвердился во второй половине XX в. в экономически развитых странах. Он закреплен в конституциях и законодательствах государств ЕС и реализуется на всех уровнях — от отдельных предприятий и отраслей до общегосударственного уровня. Гос. органы участвуют в регулировании договорных трудовых отношений в качестве арбитра между предпринимателями и наемными работниками либо как один из соц. партнеров при заключении соглашений по вопросам труда и заработной платы.
Скандинавские страны и ряд стран континентальной Европы придерживаются централизованной практики заключения трудовых соглашений и сотрудничества договаривающихся сторон, что в значительной мере связано с социал-демократич. ориентацией гос. политики в этих странах.
В США, Канаде, Японии и ряде других стран преобладает децентрализованная система и наблюдается некоторая конфронта-ционность сторон, чему в немалой мере способствует либеральная концепция предпринимательства и сравнительно ограниченная роль гос. регулирования экономики.
В России в начале 90-х гг. в рамках системы соц. партнерства созданы трехсторонние комиссии по регулированию трудовых отношений. Однако принцип Т. и курс на социальное партнерство во многом еще остаются декларативными, с трудом внедряются в практику трудовых отношений.
См. также: Трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений.
Лит.: Кривошеев В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм в становлении социально-трудовых отношений в условиях переходного периода // Социологические исследования. 2004. № 6; Митрохин В. И Социальное партнерство. — М., 1998; Михеев В. А. Основы социального партнерства. — М.: «Экзамен», 2001; Профсоюзное пространство современной России. — М., 2001; Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Дж. ДеБарделебен, С. Климовой, В. Ядова. — М.: «Академический проект», 2004.
Ю. В. Васькина
Принцип Т. утвердился во второй половине XX в. в экономически развитых странах. Он закреплен в конституциях и законодательствах государств ЕС и реализуется на всех уровнях — от отдельных предприятий и отраслей до общегосударственного уровня. Гос. органы участвуют в регулировании договорных трудовых отношений в качестве арбитра между предпринимателями и наемными работниками либо как один из соц. партнеров при заключении соглашений по вопросам труда и заработной платы.
Скандинавские страны и ряд стран континентальной Европы придерживаются централизованной практики заключения трудовых соглашений и сотрудничества договаривающихся сторон, что в значительной мере связано с социал-демократич. ориентацией гос. политики в этих странах.
В США, Канаде, Японии и ряде других стран преобладает децентрализованная система и наблюдается некоторая конфронта-ционность сторон, чему в немалой мере способствует либеральная концепция предпринимательства и сравнительно ограниченная роль гос. регулирования экономики.
В России в начале 90-х гг. в рамках системы соц. партнерства созданы трехсторонние комиссии по регулированию трудовых отношений. Однако принцип Т. и курс на социальное партнерство во многом еще остаются декларативными, с трудом внедряются в практику трудовых отношений.
См. также: Трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений.
Лит.: Кривошеев В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм в становлении социально-трудовых отношений в условиях переходного периода // Социологические исследования. 2004. № 6; Митрохин В. И Социальное партнерство. — М., 1998; Михеев В. А. Основы социального партнерства. — М.: «Экзамен», 2001; Профсоюзное пространство современной России. — М., 2001; Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Дж. ДеБарделебен, С. Климовой, В. Ядова. — М.: «Академический проект», 2004.
Ю. В. Васькина
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.