Радикальные изменения экономич. и политич. строя затронули коренные интересы всех слоев российского об-ва. Д. Гэлбрейт отмечал, что «рынок и его требования высоко превозносятся исследователями, но тот, кто находится под воздействием рынка, редко бывает от этого в восторге».
В трансформирующемся об-ве оба этих положения приобретают гипертрофированные формы. Вариантов социально ориентированной рыночной экономики может быть несколько, однако непременное условие — решение проблем занятости.
В России уровень занятости (безработицы) отражает многие противоречия переходного периода, в которых переплетаются черты дореформенного уклада и новые черты, присущие рыночной экономике. Во-первых, значительно сложнее реформировать социально-трудовые отношения, чем общие макроэкономические условия. Практически каждый человек в ситуации рыночных реформ вынужден заново адаптироваться теперь уже на рынке труда, нередко меняя профессию и род занятий.
Во-вторых, особенности российского рынка труда в значительной степени определяются тем, что действующее трудовое законодательство не соответствует рыночным условиям. Права работников плохо защищены. Упорядочение трудового законодательства, развитие соц. диалога участников трудовых отношений — необходимое условие решения проблем занятости.
Стабилизация ситуации на рынке труда требует изменения подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. На макроуровне высшие органы гос. законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие задачи: согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда; согласование социально-демографич. и миграционной политики с приоритетами регулирования рынка труда; трудоустройство и соц. поддержка незанятого населения. Среди приоритетов выделяются следующие: развитие качества рабочей силы путем образования, проф. подготовки и переподготовки, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно вынужденно не работающих женщин, молодежи, подростков и ряда других групп населения.
См. также: Безработица, Договорные трудовые отношения, Институциализация договорных трудовых отношений, Наемный труд, Политика в сфере занятости.
Лит.: Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. Т. 1— 2; Васъкина Ю. В. Государство как субъект реализации трудовых отношений // Социологические исследования. 2001. № 7; Вершинина Т. Н. Рынок труда переходного периода и проблемы адаптации к нему грудоспособного населения // Общество и экономика. 1998. № 2; Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты и перспективы — М.: «Наука», 1998; Капелюшников Р. Российская модель рынка труда // Вестн. обществ, мнения. 2004. № 3; Рынок труда в России: проблемы формирования и развития / Под. ред. К. И. Микульского. — М.: «Наука», 1995.
H. H. Федотова
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.