характеристика значимости труда, его места в системе главных потребностей человека, целей и средств их достижения.
Индивидуальные, групповые, обществ, ценностные представления человека включают труд в качестве ценности—цели и/или ценности—средства. В первом значении труд — непосредственная, самостоятельная ценность, характеризующая ее носителя как увлеченного самим процессом труда. Во втором значении ценность труда отражает его свойство как универсального средства удовлетворения других потребностей — материальных и духовных. В обоих значениях ценностная значимость труда определяет его мотивирующую роль в трудовом поведении.
Проблема ценности труда возникает лишь в посттрадицион-ных об-вах, так как формируется механизм соц. поведения (соц. действия), предполагающий выбор, а не только следование обычаю. Значимость Т. к. ц. различна в разных культурах и субкультурах. В протестантской культуре, в русском старообрядчестве труду придается сакральное значение. Широкую известность получила работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в которой исследовалась роль сакрализации труда на социе-тальном уровне. В католицизме и православии одно из толкований Священного писания характеризует труд как наказание Божье за первородный грех.
Международные исследования ценностных систем в наше время (World Value Survey) обнаруживают значительные страновые и субкультурные разнообразия ценности труда. Новейшие исследования в этой области (Р. Сеннет) указывают на противоречивые тенденции в отношении к труду как ценности в высокоразвитых странах в условиях совр. произ-ва и гибких систем организации труда.
См. также: «Трудовое общество».
Лит.: Вебер М . Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения.— М.: «Прогресс», 1990\МагунВ. С. Субъективная значимость работы и ее динамика в 1990-х гг. // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / Под ред. Т. Е. Ворожейкиной. — М.: МВШСЭН, 2004; Сеннет Р. Коррозия характера / Пер. с англ., под ред. И. Супруна. — Новосибирск; Москва: «Тренды», 2004.
Л. Эйделъман, В. А. Ядов