ТРУДОУСТРОЙСТВА (НАЙМА) КАНАЛ

Найдено 1 определение
ТРУДОУСТРОЙСТВА (НАЙМА) КАНАЛ
способ взаимодействия работника и работодателя по поводу трудоустройства (найма), т. е. согласования предложения и спроса на труд. Выделяют формальные каналы трудоустройства, использующие при трудоустройстве помощь формальных (официальных) посредников, – трудоустройство посредством государственной службы занятости, кадровых агентств, рекламы в СМИ, рекламных объявлений в Интернет, распределение после окончания учебных заведений.
Государственная служба занятости является системой специальных органов и организаций государственного управления, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан, одной из основных задач которых является оказание гражданам помощи в подборе работы и содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой. Кадровые агентства – это юридические лица либо индивидуальные предприниматели, занимающиеся трудоустройством граждан. Поиск работы через средства массовой информации (рекламные объявления в СМИ, Интернете) относится к формальным каналам трудоустройства, использующим при трудоустройстве помощь формальных институциональных посредников – СМИ, публикующих на своих печатных или web-страницах объявления о вакансиях. Однако роль формального посредника в данном случае относительно «обезличена» и менее значительна, чем при трудоустройстве через службу занятости.
Данный канал функционирует преимущественно как информационный посредник, как некая база данных, или доска объявлений (особенно это касается виртуальных бирж труда и досок объявлений). Предполагает индивидуальную активность соискателя, заключающуюся как в личной подаче объявлений, резюме о поиске работы, так и изучении и анализе опубликованных объявлений о вакансиях. Использование Интернет в качестве канала трудоустройства, в отличие от рекламных объявлений в СМИ, позволяет экономить временные ресурсы соискателя, так как даже для публикации объявления должно пойти некоторое время. Система распределения выпускников после окончания учебных заведений была одним из основных перераспределительных механизмов на советском рынке труда.
С развитием рыночных отношений система связей между учебными заведениями и предприятиями оказалась разорванной. На сегодняшний день институт распределения выпускников учебных заведений находится в стадии становления, отрабатываются механизмы функционирования и согласования интересов выпускников, нанимателей и системы высшего и среднего специального образования. На белорусском рынке труда распределение после окончания учебного заведения является обязательным для выпускников бюджетной формы обучения. Однако согласование требований к соискателю и ожиданий соискателя этот канал обеспечивает по одному формальному критерию: наличие документа о соответствующем специальном образовании и наличие вакансии, требующей документ о соответствующем специальном образовании. Прямой набор через отделы кадров (непосредственное обращение к работодателю) относится к формальным каналам трудоустройства, так как базируется на индивидуальной инициативе соискателей и не использует ресурсы социальных сетей, хотя и осуществляется без участия формальных (официальных) посредников в традиционном понимании. В случае минималистского рынка труда отделы кадров часто осуществляют набор работников методом прямого обращения, они ограничивают свою деятельность рассмотрением заявок от кандидатов, пришедших «с улицы». Для распространения среди населения информации о вакансиях, без привлечения формальных посреднических структур, предприятия помещают объявления на доске объявлений при входе в свои здания, магазины –на входных дверях и т. д.
К неформальным каналам трудоустройства, характеризующимся отсутствием формальных посредников при трудоустройстве и использованием ресурсов социальных сетей, относятся: рекомендации знакомых, рекомендации родственников и рекомендации деловых партнеров. Трудоустройство с помощью знакомых и родственников опирается на существующие социальные связи, «сетевую укорененность» и социальный капитал соискателей. Социальная связь рассматривается социологами и социальными психологами как совокупность осознанных и неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов от других. Социологические исследования показывают важность прежде всего неформальных связей при поиске работы и зависимость успешности трудоустройства от позиции человека в сети социальных связей и его социального капитала. Одной из социальных проблем функционирования рынка труда является неполнота информации как о продавцах, так и о покупателях рабочей силы, средством ее решения служит задействование социальных связей в поиске работников и мест работы, позволяющее получить предварительную информацию. Социальные связи (дома, на работе и т. д.) являются распространенным и эффективным каналом трудоустройства. Более того, используемые формальные каналы трудоустройства (вакансии в СМИ, службах занятости и т. д.) пропускаются через фильтры неформального обсуждения (с родственниками, друзьями, соседями) и получают социальную оценку. Социальные связи подразделяются на «сильные связи» – с близкими друзьями и родственниками и «слабые связи» (weak ties) – с дальними знакомыми и коллегами. «
Слабые» связи являются более эффективным в процессе трудоустройства, нежели «сильные» за счет значительного расширения масштабов привлекаемой информации. «Сильные» связи (в первую очередь семейные) могут быть более эффективны в экстремальных случаях, например, когда нет запаса времени на поиск работы. Масштабы и структура накопленного социального капитала и социальных сетей, наряду с накоплением профессионального опыта, – серьезный фактор продвижения на рынке труда. Чем больше таких сетевых связей, чем выше их «качество», тем большими возможностями обладает работник с точки зрения горизонтальной и вертикальной мобильности. Роль социальных сетей дифференцирована для различных возрастных групп. Для молодежи использование социальных связей при трудоустройстве более значимо, чем в других возрастных группах. Объем социального капитала молодежи относительно низок. Часть из них не имеют либо профессии, либо опыта работы по приобретенной специальности. Их личный социальный капитал, необходимый для трудоустройства, пока невелик, так как часть бывших одноклассников еще учится, часть сама ищет работу. Соответственно, более быстрое и успешное вхождение на рынок труда молодежи обеспечивается задействованием ресурсов социальной сети. Чисто рыночный механизм распределения ресурсов далеко не всегда эффективен.
В частности, он не обеспечивает доверия между участниками рынка; а доверие необходимо в ситуации высокой неопределенности, присущей любой экономической деятельности. И оно может возникнуть и укрепиться только в контексте продолжающихся социальных отношений. Эти отношения не подрывают рыночного характера сделок, скорее, они усиливают его, облегчая передачу конфиденциальной информации, которая практически недоступна другими способами. При нормальном функционировании рынка труда практика использования рекомендаций не замещает требований, предъявляемых к уровню квалификации, и не является механизмом дискриминации. Они могут дать преимущество, но лишь ceteris paribus (при прочих равных условиях), т. е. после того как будут учтены те характеристики кандидатов на рабочие места, на которые можно формально опираться при найме. В этом случае социальные отношения работают как поддерживающая рыночный обмен структура, дополняющая рыночные отношения работников и нанимателей, порождая тем самым «резонансный» тип экономического поведения.
Однако когда рекомендация, связь становится единственно определяющим фактором трудоустройства, фактически превращаясь в протекцию, не поддерживая, а замещая рыночный обмен, это ведет к развитию таких негативных социальных последствий на рынке труда, как закрытость определенных сегментов рынка, «блат», «клановость» и т. д. Тогда социальные отношения подменяют, замещают собой рыночные отношения работников и нанимателей, порождая «диссонансный» тип экономического поведения, что особенно характерно для транзитивных экономик. Роль социальных сетей (механизм действия на рынке труда) можно представить в виде континуума, одним из полюсов которого является исключительно информационное посредничество – предоставление информации (эмпирическим индикатором в исследовании была категория «дали информацию о вакансии»), а другим полюсом – непосредственное участие в принятии решения о найме сотрудника («протекционизм, проталкивание своих людей», категория – «оказали протекцию»). К основным характеристикам Т. к. относятся: Частота использования Т. к. – характеризует численность работников (нанимателей), использовавших данный канал для поиска рабочего места (найма работника). Результативность (эффективность) Т. к. характеризуется долей работников, трудоустроившихся с помощью данного канала. Дифференциация Т. к. по обслуживаемым сегментам рынка труда характеризует принадлежность рабочих мест, на которые преимущественно можно устроиться через данный канал, к определенному сегменту рынка труда (См.: Рынка труда сегментация, Социальные сети в системе трудовых отношений).
Лит.: Социальные сети в системе трудовых отношений / Г. Н. Соколова, Н. Н. Сечко, Е. В. Таранова, О. В. Кобяк; под науч. ред. Г. Н. Соколовой. – Минск, 2008. Н. Н. Сечко

Источник: Экономико-социологический словарь.