продвижение работника по ступеням производственной, научной, управленческой, социальной или иной иерархии. Характер, тип и темп К. т. определяются как объективными возможностями, предоставляемыми для ее осуществления, так и обстоятельствами жизни данного работника, его личными способностями, уровнем проф. подготовки, социально-культурными навыками, волей и состоянием здоровья, т. е. его соц. ресурсом. В качестве одного из внешних условий может рассматриваться организация системы отбора и повышения квалификации работников, предоставление им возможности продвижения по квалификационной, служебной и управленческой иерархии.
См. также: Внутрифирменный рынок труда, Профессионального продвижения система.
ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА
КАРЬЕРА ТРУДОВАЯ
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА
от итал. сarriera - жизненный путь, поприще, бег) - продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти. В устаревшем значении понятие "карьера" используется также для обозначения конкретного рода занятий, определенной профессии (к примеру, карьера адвоката, военная карьера и др.). В научной литературе наряду с понятием "Т.К." употребляется понятие "профессиональная карьера". Т.К. может быть осуществлена работником как на разных предприятиях, так и в рамках одной организации ("внутрифирменная карьера"). Она может быть реализована индивидом в границах одной профессии, либо со сменой профессий в течение трудовой жизни.
Индивидуальные Т.К. складываются, с одной стороны, под влиянием объективных условий и возможностей, предоставляемых обществом индивиду для осуществления его профессиональных устремлений, а с другой стороны, зависят от способностей личности, таких качеств характера, как настойчивость и целеустремленность, определяются полом индивида, состоянием его здоровья, социальным статусом, семейным положением, родственными связями и т.д.
В литературе советского периода понятие "карьера" зачастую трактовалось весьма негативно. Желание сделать карьеру связывалось в обыденном сознании с карьеризмом - погоней за карьерой, стремлением к личной выгоде любой ценой. Безусловно, быстрый темп и высокий уровень служебного положения в личной карьере иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы. Однако односторонне негативная трактовка понятия "карьера" и отрицательное отношение к осуществлению личной карьеры не отвечают требованиям социального развития. Как общество в целом, так и отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. Обеспечение социального продвижения личности в образовательной, квалификационной, управленческой и др. иерархиях отвечает требованиям научно-технического и социального прогресса.
В западной социологической литературе профессиональная карьера рассматривается как перемена профессиональных ролей, через которые человек проходит в течении своей трудовой жизни, стремясь к повышению своего престижа и добиваясь более высокого вознаграждения за труд, а отношение к личности, сумевшей сделать карьеру, традиционно позитивное, заслуживающее одобрения и подражания. Различают структурированные карьеры (как упорядоченные последовательности связанных друг с другом видов работ, характерных преимущественно для работников умственного труда, для представителей профессиональных групп врачей, юристов и т.д.) и неструктурированные карьеры (как ряд служебных перемещений случайного характера, присущих в основном работникам неквалифицированного физического труда). В западной социологии исследования карьеры выходят за рамки профессиональной сферы. Понятие "карьера" получило разработку в символическом интеракционизме и применяется в социологии девиантности. Г.С. Беккер ("Аутсайдеры. Исследования по социологии девиантности", 1963) использовал его в исследованиях поведения наркоманов. И. Гофман применял понятие "моральная карьера" в исследовании пациентов психиатрических больниц.
В социологии для исследования Т.К. личности используются такие методы, как интервью, анкетные опросы, анализ документов (трудовых книжек, личных планов, автобиографий, протоколов избирательных собраний трудовых коллективов, ученых советов, материалы избирательных компаний и т.д.). Изучая Т.К., социологи фиксируют профессиональные позиции индивида в различные временные периоды, начиная с момента его вступления в трудовую жизнь. Весьма эффективно изучение Т.К. в рамках лонгитюдных исследований . Материалы социологических исследований дают возможность определить особенности профессионального продвижения представителей разных гендерных групп, замерить различие в шансах сделать Т.К. у выходцев из разных социальных слоев, учесть влияние поселенческой структуры на профессиональные перемещения, выявить степень успешности в реализации профессиональных планов личности и мн.др.
О.Г. Лукашова
Индивидуальные Т.К. складываются, с одной стороны, под влиянием объективных условий и возможностей, предоставляемых обществом индивиду для осуществления его профессиональных устремлений, а с другой стороны, зависят от способностей личности, таких качеств характера, как настойчивость и целеустремленность, определяются полом индивида, состоянием его здоровья, социальным статусом, семейным положением, родственными связями и т.д.
В литературе советского периода понятие "карьера" зачастую трактовалось весьма негативно. Желание сделать карьеру связывалось в обыденном сознании с карьеризмом - погоней за карьерой, стремлением к личной выгоде любой ценой. Безусловно, быстрый темп и высокий уровень служебного положения в личной карьере иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы. Однако односторонне негативная трактовка понятия "карьера" и отрицательное отношение к осуществлению личной карьеры не отвечают требованиям социального развития. Как общество в целом, так и отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. Обеспечение социального продвижения личности в образовательной, квалификационной, управленческой и др. иерархиях отвечает требованиям научно-технического и социального прогресса.
В западной социологической литературе профессиональная карьера рассматривается как перемена профессиональных ролей, через которые человек проходит в течении своей трудовой жизни, стремясь к повышению своего престижа и добиваясь более высокого вознаграждения за труд, а отношение к личности, сумевшей сделать карьеру, традиционно позитивное, заслуживающее одобрения и подражания. Различают структурированные карьеры (как упорядоченные последовательности связанных друг с другом видов работ, характерных преимущественно для работников умственного труда, для представителей профессиональных групп врачей, юристов и т.д.) и неструктурированные карьеры (как ряд служебных перемещений случайного характера, присущих в основном работникам неквалифицированного физического труда). В западной социологии исследования карьеры выходят за рамки профессиональной сферы. Понятие "карьера" получило разработку в символическом интеракционизме и применяется в социологии девиантности. Г.С. Беккер ("Аутсайдеры. Исследования по социологии девиантности", 1963) использовал его в исследованиях поведения наркоманов. И. Гофман применял понятие "моральная карьера" в исследовании пациентов психиатрических больниц.
В социологии для исследования Т.К. личности используются такие методы, как интервью, анкетные опросы, анализ документов (трудовых книжек, личных планов, автобиографий, протоколов избирательных собраний трудовых коллективов, ученых советов, материалы избирательных компаний и т.д.). Изучая Т.К., социологи фиксируют профессиональные позиции индивида в различные временные периоды, начиная с момента его вступления в трудовую жизнь. Весьма эффективно изучение Т.К. в рамках лонгитюдных исследований . Материалы социологических исследований дают возможность определить особенности профессионального продвижения представителей разных гендерных групп, замерить различие в шансах сделать Т.К. у выходцев из разных социальных слоев, учесть влияние поселенческой структуры на профессиональные перемещения, выявить степень успешности в реализации профессиональных планов личности и мн.др.
О.Г. Лукашова
Источник: Социология: энциклопедия
Карьера трудовая
последовательность занимаемых индивидом рабочих мест в иерархической системе трудовой деятельности общества, а также сам процесс перемещения работника с нижестоящих позиций на вышестоящие. В социологической литературе употребляются аналогично понимаемые термины «продвижение по служебной лестнице», «профессионально-квалификационное продвижение», «профессиональный рост» и т. п. Имеется также более широкое толкование К. т. как трудового пути, истории трудовой деятельности человека. Объективно существующая иерархия рабочих мест базируется на их социально-экономической неоднородности и является результатом определенного уровня развития общественного разделения труда. Исследование К. т. в социологии основано на разбиении рабочих мест и занимающих их индивидов на дифференцированные группы и измерении социальных расстояний между ними. Основание дифференциации, как правило, является совокупность различных показателей: характер и сложность труда, уровень квалификации, размер дохода, уровень образования, степень участия в управлении производством, объем власти, социальный престиж профессии и пр. Типология К. т. строится в зависимости от направления перемещений человека в иерархии рабочих мест (восходящая, нисходящая, зигзагообразная), скорости продвижения (нормальная, стремительная и др.). В социалистическом обществе К. т. способствует развитию личности, ее самореализации в процессе трудовой деятельности, более полному раскрытию способностей человека путем расширения условий для их применения, является средством оптимальной стабилизации трудовых коллективов, обеспечения преемственности в условиях естественной смены поколений, стимулирования труда. К. т. сочетает в себе материальные и моральные стимулы, поскольку продвижение, как правило, сопровождается повышением заработной платы и одновременно означает признание за человеком способности выполнять более сложную и ответственную работу. Несмотря на это, в общественном сознании довольно распространенным является отождествление К. т. с карьеризмом. Отсюда стремление кого-либо занять более высокую позицию в сфере труда приобретает однозначно негативное содержание. Любые проявления карьеризма безусловно заслуживают всяческого осуждения. Но представления о неразрывной связи с ним К. т. ведут к понижению мотивирующей роли продвижения в период активной трудовой деятельности человека. В различных социально-профессиональных группах К. т. имеет свои особенности, реализующиеся в соответствующих моделях продвижения, поскольку рабочие места в зависимости от профессии и конкретного предприятия существенно различаются потребительским и социальным потенциалом, включая перспективы и границы продвижения, наличие формализованных ступеней карьеры в виде квалификационных разрядов, классов, категорий, должностей, дифференциации заработной платы. Факторами, определяющими направление и скорость К. т., являются: уровень и качество образования, в частности специального, условия первичной социализации индивида,стаж работы и приобретенный опыт, хотя в период НТП влияние этого фактора ослабевает. Успешность К. т. опосредована также социально-демографическими характеристиками личности (пол, возраст), ее социально-психологическими качествами, ценностными ориентациями на продвижение или на стабилизацию достигнутого статуса. Не исключено воздействие на формирование К. т. случайных факторов (родственные связи, взаимоотношения с вышестоящими руководителями, стечение обстоятельств, субъективное мнение отдельных лиц и т. п.). Демократизация процессов подбора и расстановки кадров, расширение гласности и участия трудовых коллективов в избрании претендентов на вышестоящие должности, ограничение сроков пребывания на руководящих постах способны значительно уменьшить влияние случайных факторов на К. т. Отсутствие возможностей для продвижения является одной из причин неудовлетворенности работой, текучести кадров, смены профессии значительной частью работников предприятий и учреждений. Социальное регулирование К. т. осуществляется в основном косвенным образом с помощью дифференциации материальных, духовных и социальных благ, путем создания таких условий, при которых добровольные перемещения человека в сфере труда происходили бы в направлении достижения общественно значимых целей, в соответствии с нравственными нормами социалистического общества. На практике используются также правовые и административные методы регулирования К. т. Выявление способностей и организация системы социально-профессионального продвижения работников, создание соответствующих социально-экономических условий для осуществления К. т. утверждается как одно из важных направлений социальной политики в сфере труда. Изучение К. т. в социологии становится актуальным в связи с возрастанием роли человеческого фактора в современных условиях, утверждения принципов социальной справедливости в обществе.
Источник: Социологический справочник