социокультурная модель, или, по М. Веберу, «идеальный тип» общества, конституирующим ядром которого является этика протестантизма, т. е. продуктивного труда, профессионального долга и частной инициативы.
Концепция Т. о., выдвинутая в XVIII в. А. Смитом, отражает влияние Реформации на генезис западноевропейского капитализма и его культурно-историч. своеобразие. В центре внимания — проблемы согласования интереса собственника со здравым смыслом, достоинством, честью, общечеловеческой нравственностью.
Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии — трансформирует систему ценностей католицизма. Спасение достигается не только через соблюдение церковных предписаний. Оно прежде всего во внутренней вере человека и в совершаемых им делах, причем основной формой мирской аскезы выступает трудовая и проф. деятельность.
Согласно учению Лютера, через труд проявляется любовь к Богу, причем через труд на том месте и в том виде, который дан человеку. Классич. анализ влияния трудовой этики и в целом системы ценностей протестантизма на хозяйственную этику совр. западного капитализма дан в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». В лютеранстве, по замечанию М. Вебера, произошло приравнивание труда к молитве. Протестантизм стал первоисточником этоса совр. капитализма в отличие от архаичных и «авантюристических» его форм.
Протестантизм и сложившиеся под его влиянием социокультурные представления о «совр. капитализме» исторически способствовали утверждению совр. предпринимательства. Протестантская трудовая мораль разрывает связь между богатством и удовольствием и делает достижение богатства нравственно обоснованной целью. Как и другие религиозные конфессии, реформированное христианство осуждает безудержное и беспринципное накопление ради самой наживы. Богатство, доставшееся честным трудом, это испытание, как и бедность. Ценности, провозглашенные Реформацией, и сегодня остаются нормативными ориентирами в духовной культуре Запада.
Опираясь на труды М. Вебера, Ю. Н. Давыдов утверждает, что в России к настоящему времени сложился не продуктивный, а спекулятивный капитализм.
Лит.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990; Смит А. Теория нравственных чувств. — СПб., 1865; Философия эпохи ранних буржуазных революций. — М., 1983; Давыдов Ю. Н . Российская ситуация в свете веберовского различения двух типов капитализма // Россия — трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. — М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001.
Л. И. Левина