Трудовое воспитание

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Трудовое воспитание
воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Трудовое воспитание
(labour upbringing) — выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, и не препятствуют получению образования. Виды работ: помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле; работы с целью заработка карманных денег после школы или во время школьных каникул; профессиональное обучение. Домашняя работа: поход в магазин за покупками, ремонт бытовой техники, приготовление еды, уборка дома/мытье посуды, стирка одежды, уход за детьми / пожилыми/больными и т.д. Данные виды работ способствуют развитию ребенка, влияют на благосостояние семьи, помогают ребенку получить необходимые навыки и опыт.

Источник: Словарь терминов и основных понятий по детскому труду.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование у молодого работника позитивного отношения к труду в рамках совместной трудовой деятельности; в более широком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.
Важнейшими каналами Т. в. являются семейная и школьная подготовка детей к труду, привлечение их к непосредственному посильному участию в домашнем хоз-ве и обществ, произ-ве, моральное и материальное поощрение; далее — создание условий для освоения профессии и повышения квалификации, участия в организации и управлении произ-вом.
В СССР Т. в. отводилась ведущая роль в формировании «коммунистического отношения к труду», под которым понимались готовность и способность выполнять общественно-полезную работу, осознание ответственности за результаты своего и коллективного труда, способность принимать интересы коллектива как личные.
Проблема Т. в. в рыночной экономике рассматривается в социологии труда с точки зрения формирования производственно необходимого отношения к труду, преодоления в среде молодых работников трудового абсентеизма, развития ответственности и готовности к сотрудничеству. Важная роль в Т. в. помимо семьи и системы проф. обучения принадлежит работодателю и во многом зависит от соц. политики, проводимой на предприятии.
См. также: Труд как ценность, Трудолюбие.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Ларина Н. А. Профессионально-трудовое воспитание. Теория и практика // Педагогический университетский вестник Алтая. 2000. № 2; Маркович Д. Ж. Социология труда. — М.: РУДН, 1997; Сеннет Р. Коррозия характера / Пер. с англ., под ред. В. И. Супруна. — Новосибирск; Москва: «Тренды», 2004; Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: «Мысль», 2005.

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.